Новые эксперименты учёных подтвердили, что на Марсе может быть жизнь. Исследователи наблюдали, как микробы вовсю лакомятся настоящим кусочком Марса (и речь не о батончике). А в другом опыте земные организмы выжили высоко над Землёй в условиях, очень напоминающих марсианские.
Марс: кушать подано
В порядке эксперимента специалисты вырастили земные микробы в образцах настоящего марсианского грунта. Результаты этого исследования описаны в научной статье, опубликованной в журнале Communications Earth & Environment.
Миссии по доставке грунта с Красной планеты – дело ближайшего будущего. Но иногда Марс сам приходит на Землю. Речь, разумеется, о марсианских метеоритах.
Миллиарды лет назад на Марс упал астероид. Этот удар выбил в космос обломки коры Красной планеты. После долгих скитаний по межпланетному пространству маленький кусочек Марса упал на Землю. При падении он раздробился на несколько осколков, найденных несколько лет назад в пустыне Сахара.
Один из них (NWA 7533) недавно позволил установить, что Марс был влажным с самого рождения. Авторы нового исследования использовали другой обломок той же марсианской глыбы – метеорит NWA 7034.
Учёные раздробили несколько граммов драгоценного инопланетного вещества и поселили в нём микроорганизмы (археи) вида Metallosphaera sedula. Этот микроб обитает в горячих источниках и вблизи вулканов. Он способен питаться как органической пищей, так и минералами.
Микробу явно пришёлся по вкусу марсианский грунт. Он принялся перерабатывать породы и формировать вокруг себя выделения. На поверхности клеток появился своеобразный минеральный панцирь из фосфатов железа, марганца и алюминия. Внутри микроорганизма накапливались ещё более сложные минеральные включения.
Исследователи подчёркивают, что M. sedula оставляет в марсианских породах уникальные минералогические следы. Результаты его деятельности в земном грунте или в метеоритах-хондритах (своего рода строительном мусоре Солнечной системы) выглядят совсем не так.
Это означает, что экспертам следует очень аккуратно интерпретировать результаты поиска следов жизни на Марсе, к которому, кстати, вот-вот приступит марсоход Perseverance. Ведь такие следы могут быть совсем не похожи на те, что наблюдаются на Земле.
С другой стороны, учёные получили доказательства того, что грунт Красной планеты в буквальном смысле съедобен для земных микробов. Правда, современный марсианский грунт покрыт ядовитыми перхлоратами, но это не помеха для выживания целых микробных сообществ. А уж гипотетические марсианские микробы должны быть ещё лучше приспособлены к такому питанию.
На Марс на воздушном шаре
Авторы другого исследования подвергли земные организмы нелёгкому испытанию, погрузив их практически в марсианскую среду. Результаты этого опыта изложены в научной статье, опубликованной в журнале Frontiers in Microbiology.
Экспериментаторы запустили аэростат с капсулой под названием MARSBOx. Это слово буквально означает "марсианская коробка", но на самом деле это аббревиатура от словосочетания Microbes in Atmosphere for Radiation, Survival and Biological Outcomes experiment, что можно приблизительно перевести как "микробы в атмосфере для эксперимента по облучению, выживанию и биологическим результатам".
В "Марсбоксе" в полёт отправились споры грибов Aspergillus niger и бактерии нескольких видов.
Аппарат набирал высоту 2,5 часа, пока не достиг отметки в 38 километров (средняя стратосфера). Для сравнения: "Боинги" летают на высоте около десяти километров, а формальной границей космоса считается отметка в сто километров.
На этом рубеже зонд провёл примерно четыре часа, а затем последовало 35-минутное снижение.
Внутри "Марсбокса" всё время эксперимента поддерживался марсианский состав атмосферы и давление. А вот температуры в процессе подъёма и спуска были самыми разными. У поверхности Земли царили вполне комфортные условия: +20 °C. По мере подъёма становилось холоднее, и у нижней границы стратосферы (на высоте около 11 километров) микробы столкнулись с самым лютым морозом: -50 °C. Но аэростат продолжал подниматься, а температура стратосферы растёт с высотой. Так что на высоте 38 километров температура была близка к отметке -30 °C. В процессе снижения всё повторилось в обратном порядке.
Авторы подчёркивают, что эти перепады почти соответствуют диапазону температур, наблюдающемуся на Марсе: от +20 °C до -70 °C. Правда, даже на Красной планете температура не меняется на 70 градусов за 35 минут, так что в каком-то смысле экспериментаторы подвергли образцы воздействию даже более суровых условий, чем на Марсе.
Когда аэростат поднялся выше озонового слоя, образцы подверглись жёсткому ультрафиолетовому облучению: 6 милливатт на квадратный сантиметр. Примерно таков уровень ультрафиолета на поверхности Красной планеты. Впрочем, в капсуле был и защищённый от облучения отсек.
Эксперимент показал, что "путешествие на Марс" выдержали споры гриба вида A. niger и бактерии вида Salinisphaera shabanensis. Их не убила ни разреженная "марсианская" атмосфера, ни низкие температуры, ни ультрафиолетовые лучи. А в защищённой от ультрафиолета части капсулы выжили ещё и бактерии вида Staphylococcus capitis.
Эксперимент ещё раз подтвердил, что без должной "санитарной обработки" межпланетные станции могут завезти на Марс земную жизнь. Всё бы ничего, но учёные впоследствии могут принять её за инопланетную. Это заставляет специалистов следить за стерильностью спускаемых аппаратов, чтобы не сделать "эпохальное открытие" внеземной жизни из-за чьей-то небрежности.
С другой стороны, на Красной планете может быть и собственная биосфера, зародившаяся во времена, когда Марс был более гостеприимным. Раз уж земные микробы перенесли марсианские условия, то гипотетическая местная жизнь должна быть приспособлена к ним ещё лучше. И это, в свою очередь, означает, что грунт с Марса нужно везти очень осторожно, дабы не привезти на нашу планету потенциально опасных гостей.
К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о бактерии, выдержавшей год в открытом космосе.