Учёные обнаружили в домашней пыли химикаты, нарушающие работу гормональной системы человека. Эти соединения выделяются из предметов домашнего обихода.
Подробности изложены в научной статье, опубликованной в журнале Environmental Science and Pollution Research.
Современный человек буквально окружён огнеопасными предметами. Чтобы случайная небрежность не обернулась трагедией, производители часто добавляют в свою продукцию специальные вещества, затрудняющие воспламенение. С 1970-х годов в этом качестве широко использовались бромированные антипирены. Их добавляли в матрасы, ковры, обивку мебели и так далее.
В результате естественного износа окружающих нас предметов эти соединения могут попадать в домашнюю пыль, а вместе с ней – в пищу, воду и вдыхаемый воздух.
В числе прочих бромированных антипиренов часто использовались полибромированные дифениловые эфиры (ПБДЭ). Однако позже выяснилось, что эти вещества вредны для человеческого организма, особенно для эндокринной (гормональной) системы.
Исследователи из Канады решили проверить, есть ли бромированные антипирены в домашней пыли. Заметим, что в этой стране использование данных химикатов в производстве потребительских товаров запрещено с 2008 года (многие другие страны тоже приняли аналогичные решения). Однако предметы обихода, купленные до введения этого запрета, продолжают служить своим обладателям.
Исследователи собрали образцы домашней пыли из двадцати домохозяйств в сельской местности. Исследование подтвердило, что во всех образцах содержится бром в концентрации от 2 до 19 микрограмма на грамм. В нескольких пробах бром входил в состав бромированных антипиренов, среди которых могли оказаться и ПБДЭ.
Что можно противопоставить этой угрозе? Можно обновить обстановку, обратив внимание на материалы, из которых сделаны окружающие предметы. Если такой возможности нет, то стоит почаще пользоваться пылесосом, отмечают авторы.
К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о вредных веществах в биопластике. Писали мы и о том, что бытовые химические загрязнители ухудшают качество спермы.