Бухта Разбойник в приморском городе Фокино сейчас – живописный морской берег. Но еще семь лет назад он выглядел иначе: словно гигантские поплавки, реакторные отсеки атомных подлодок ржавели на воде. За это время специалисты-атомщики привели их в безопасное состояние и отправили на долгосрочное наземное хранение.
Реакторные отсеки атомных подводных лодок прежде представляли серьезную радиационную опасность. Сейчас их здесь 78 блоков. Рядом с ними можно вполне безопасно находиться. На индивидуальном дозиметре показатели нулевые. Тем не менее дозиметрист регулярно производит замеры на площадке долговременного хранения. Допустимых показателей радиационный фон не превышал никогда. Верхний безопасный предел для человека – 50 микрорентген в час.
– Уровень гамма-фона составляет 0,17 микрозиверта в час. Если перевести в рентгены, то это 17 микрорентген, – поясняет дозиметрист.
Дальневосточный центр по обращению с радиоактивными отходами (ДальРАО) оборудовал здесь специальную площадку. С помощью плавучего дока отсеки поднимали из воды в 2017 году, перекатывали на стапеля и дальше обрабатывали в специальных цехах – очищали с помощью дроби и красили антикоррозийным составом.
– Дезактивация проводилась с помощью химических средств, второе – это установка дополнительной биологической защиты в виде свинцового листа, либо какие-то металлические конструкции, которые ослабляют излучение изнутри, – рассказывает о методах дезактивации начальник производства ДВЦ "ДальРАО" (Росатом) Андрей Прибыткин.
Законсервированные отсеки могут находиться здесь в течение 70 лет, чтобы снизилась их радиоактивность. Дальневосточный округ сейчас полностью освобожден от отработавшего ядерного топлива. Нет ни одной списанной атомной субмарины, которая не была бы приведена в безопасное состояние. По сути, решена глобальная экологическая проблема Приморского края.
– Кто застал этот период лет 15-20 назад, знают, что 82 лодки на плаву находились в очень плохом состоянии, – напоминает замдиректора по госполитике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО госкорпорации "Росатом" Александр Абрамов. – И плавучесть их была достаточно условная. Я думаю, при ненадлежащем обращении с одним таким отсеком – это хорошая экологическая катастрофа города с населением тысяч 30-40. Масштаб бедствия вы представляете.
Принимать радиоактивные отходы из других регионов на Дальнем Востоке не будут. Цель – переработать свои. Сейчас в округе их 47 тысяч кубометров. После переработки отходы отправят на захоронение в другие регионы.