Проектирование мобильных кухонь начали еще в XIX веке. Они должны были быть легкими и позволять готовить еду даже на ходу. У нас один из самых распространенных вариантов: модель КП-42М, что значит "кухня полевая модернизированная", а цифры — это год разработки.
Но чтобы кого-то накормить, нужно еще добраться до места. Кухня прицеплена, поехали! Чаще всего буксировали такую технику автомобили ГАЗ, у нас — полуторка. Модель изготовлена на Ирбитском прицепном заводе и базируется на подрессоренном шасси. Чтобы на ходу еда не расплескивалась, крышка закрывается резьбовыми зажимами. Рекомендованная скорость перемещения — 30-35 километров в час.
Но лучше все-таки к делу подойти с толком, с расстановкой, поэтому выдвигаем упор, чтобы кухня стояла ровно. Модель однокотловая емкостью 250 литров, за один раз можно накормить 250 бойцов. Есть ящик для хранения продуктов и кухонной утвари. За решеткой размещаются дрова для топки. По бокам на крыльях термосы, чтобы можно было отнести горячую пищу прямо на передовую. Котел чугунный, с сапуном для стравливания пара. Расход дров – 28-32 килограмма в час. Вода в котле закипает примерно за 1,5 часа. Не быстро, зато пища долго остается горячей.
Готовить, прямо скажем, непросто, потому что нужно постоянно следить за пламенем. Дело в том, что в котле нет так называемой водяной бани. Зато эта кухня намного легче других моделей.
Около дверцы топки предусмотрена откидная подножка для кашевара, чтобы было удобно варить и раздавать пищу. КП-42М выпускал завод "Спецтехмаш" во Всеволожске, "Комбинат автомобильных фургонов" в Чувашии и многие другие предприятия. Модель неоднократно модернизировали, и она исправно несла службу и после окончания Великой Отечественной.
Вообще, повара бойцы считали вторым человеком после командира. Думаю, это правильно. А подобные полевые кухни в эти дни вы наверняка увидите там, где будут проходить памятные мероприятия.