Рахманинов не отделял себя от русской духовной традиции

Будучи уже зрелым композитором, Рахманинов покинул Россию в условиях революционного хаоса в 1918 году. Сначала – Скандинавия, а потом и Штаты. Разлуку с Родиной переживал очень тяжело: "Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний".

В эти дни мир отмечает большой юбилей – 150-летие великого русского композитора и пианиста Сергея Рахманинова. По этому случаю в Концертном зале имени Чайковского Московской филармонии дан концерт. На сцене – маэстро Гергиев и Российский национальный молодежный симфонический оркестр. В первом отделении за роялем виртуознейший Иван Бессонов исполнил Второй фортепианный концерт Рахманинова.

Будучи уже зрелым композитором, Рахманинов покинул Россию в условиях революционного хаоса в 1918 году. Сначала – Скандинавия, а потом и Штаты. Разлуку с Родиной переживал очень тяжело: "Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний".

На чужбине Рахманинов дружил лишь с русскими. Исключение составлял знаменитый Теодор Стейнвей – глава фирмы по производству роялей, на которых как раз и играл Сергей Васильевич. Венцом своего творчества Рахманинов считал "Симфонические танцы". На юбилейном концерте в филармонии они звучали во втором отделении.

В Америке Рахманинов пользуется заслуженным уважением, ведь это имя – в золотой коллекции мировой музыкальной культуры.

Дом в Вест-сайде с видом на реку – это Москва на Гудзоне Сергея Рахманинова. Поразительно, но тут сразу две мемориальные таблички. Такое трепетное отношение к памяти русского композитора можно объяснить лишь тем, что США его давно считают своим. Здесь у Рахманиновых бывают Федор Шаляпин, скульптор Коненков и актеры МХАТа. Тут после длительного перерыва в 1926-м он наконец-то снова начинает писать музыку. После молчания, растянувшегося на 8 лет.

Хмурый человек с огромными руками за роялем Steinway, исколесивший Штаты вдоль и поперек. Американский образ русского гения, что всегда нарасхват.

"Пианистические данные великолепные, то есть руки просто созданны для этого, весь аппарат просто создан для того, чтобы быть великим пианистом", – отметила Вера Волькова, доктор искусствоведения, профессор Российской академии наук им. Гнесиных.

В одном только Carnegie Hall – 92 концерта. Случались и курьезы. Однажды во время исполнения сонаты Франка великий скрипач Крейслер, игравший без нот, понял, что его подвела память. "Где мы находимся?" – отчаянно зашептал Крейслер, нависая над Рахманиновым. "В Carnegie Hall", – невозмутимо ответил композитор.

Голливуд предлагает ему бешеные деньги за партитуру к фильмам, но он отказывается наотрез. Много лет спустя мелодию из Второго концерта для фортепиано позаимствует Эрик Кармен. А споет Селин Дион.

Романтик Рахманинов, словно остановив время, пишет вопреки веку, теряющему интересу к мелодизму, как если бы Пушкин творил в поэзии на сто лет позже рядом с модернистами.

А был Рахманинов человеком, не отделявшим себя и от родной духовной традиции. Рахманинов продолжит ее и "Всенощнымм бдением". И своим фортепианными концертами, сифониями и прелюдиями.

"В этой мелодии люди распознали своего рода славянскую тайну. И я думаю, что они увидели в этом произведении отражение русского характера, который все так любят исследовать. Рахманинов излучает русскость", – считает Джеффри Норрис, почетный профессор ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, музыкальный критик, ведущий английский специалист по русской музыке, член Королевской Музыкальной ассоциации и Объединения критиков Великобритании.

Его гений благословит Чайковский. Поставит юному студенту консерватории на экзамене по гармонии "пятерку" с четырьмя плюсами. В 24 года Рахманинов дирижиурет в опере Мамонтова. В 31 год – в Большом. Дирижерство – еще одна вершина рахманинского таланта.

Он, конечно, относится к числу десятка величайших музыкантов, которые жили на Земле. Пианист Гольденвейзер вспоминал о его способностях с первого раза запоминать и тут же играть. Он писал, что что-то подробное читал в воспоминаниях современников о Моцарте. Такого рода гении помещают нашу планеру очень редко, поэтому мы можем быт счастливы, что это случилось в России.

Символом России для Рахманинова навсегда стало имение его жены Ивановка. Место силы посреди тамбовских просторов, где главный источник вдохновения- тишина.

"Здесь находится подлинная вещь Сергея Васильевича, которая ему принадлежала, – это немая клавиатура. Он брал ее с собой в длительные поездки на гастроли. Она была специально изготовлена для него. Она не воспроизводит звук – только для тренировки пальцев. И здесь же подлинный портрет Сергей Васильевича художника Владимира Росинского. Он был написан незадолго до отъезда Сергея Васильевича из России", – рассказала

Покинув Россию, Рахманинов будет возвращаться в нее и посылками для сотен голодавших в разруху, а в 1923-м, выписав чек на 5000 долларов (сейчас это больше 80 тысяч), уже в Америке спасает от разорения другого русского гения – аваиконструктора Сикорского. Обида на новую власть забудется перед лицом беды. Начнется война. Рахманинов отправляется в советское консульство.

"Он подписывает там гостевую книгу: "Как русский я делаю что могу, чтобы помочь своему народу, своей стране". Он начинает играть концерты и передавать все гонорары на нужды Красной Армии. Естественно, его белые друзья не понимают, потому что там же был раскол, то есть какие-то люди из белой эмиграции, они даже радовались тому, что освободят Россию от большевизма, но Рахманинов очень точно понял, что происходит", – отметила

Незадолго до смерти Рахманинов узнает о том, что освобожден Сталинград.

Его отпевают в небольшой церкви на окраине Лос-Анджелеса. Семья закажет цинковый гроб, чтобы когда-нибудь в будущем перевести прах композитора на Родину. О ней напоминает куст сирени, который на кладбище в Кенсико американский пианист Ван Клиберн привез из России.