Каждый сам решает, как воспитывать своего ребёнка, однако споры о том, бить или не бить, продолжаются до сих пор. Психологи при этом убеждены, что насилие не поможет воспитать здорового человека. Любой ответственный родитель надеется сделать своё чадо успешным и счастливым членом общества, и учёным уже известно по меньшей мере 14 способов, которые в этом помогут.
Новое исследование канадских учёных показало, что не только очевидное насилие в виде побоев, криков и сексуальных домогательств влияет на развитие мозга ребёнка. Даже игнорирование и воспитание "в строгости", которые не рассматриваются как жестокое обращение, приводят к развитию депрессии и тревожности у детей.
Ключевую роль в эмоциональной регуляции играют такие мозговые структуры как миндалевидное тело и префронтальная кора. Предыдущие исследования показали, что у детей, переживших насилие, эти структуры были недостаточно развиты, что приводило к повышенной тревожности и склонности к депрессии.
Последнее исследование доказывает, что суровое воспитание влияет на формирование мозга точно так же, даже если родители не применяли к детям жестоких наказаний. Учёные подразумевают под этим, что постоянное принуждение, приказы и ультиматумы влияют на эмоциональное развитие детей так же, как издевательства и побои.
"Это новая и в то же время важная находка. Впервые обнаружена связь сурового воспитания с изменениями в мозге ребёнка, похожими на те, что мы наблюдаем у жертв насилия", – отметила ведущий автор исследования профессор Сабрина Сюффрен (Sabrina Suffren) из Монреальского университета.
Сильной стороной этого исследования является то, что его участниками стали дети, рождённые в Медицинском центре Университета Сент-Жюстин: учёные собирали данные об их развитии с самых первых дней жизни.
Ежегодный мониторинг состояния этих детей включал информацию об уровне тревожности и методах их воспитания с 2 до 9 лет. Это позволило разделить детей на группы, соответствующие более или менее жёстким воспитательным практикам их родителей.
Когда эти дети стали подростками (от 12 до 16 лет), учёные провели МРТ мозга каждого из них. Исследователи отметили разницу в развитии важных мозговых структур у детей из разных "воспитательных" групп. Префронтальная кора и миндалевидное тело были хуже развиты у детей, которых с детства воспитывали в строгости.
Таким образом учёным удалось установить взаимосвязь суровых воспитательных мер, уровня тревожности и развития мозга подростков.
Результаты исследования были опубликованы в издании Development and Psychopathology.
Ранее Вести.Ru писали о трёх факторах, которые определяют, подвергнется ли ребёнок сексуальному насилию. Также мы сообщали о том, что детям передаются психологические травмы родителей.