Врачи в Омске, где лечили блогера Алексея Навального, прокомментировали заявления официальных лиц Германии о причинах его состояния. Якобы немецкие специалисты в организме пациента из России нашли следы яда "Новичок". В Москве в свою очередь подтвердили, что готовы сотрудничать, но напомнили: ранее сам Берлин не ответил ни на один официальный запрос. Инцидент с Навальным произошел 20 августа, когда самолет с блогером экстренно сел в Омске. После посадки Алексей Навальный был госпитализирован.
При изучении клинического случая установлено несколько вещей, подчеркнул заведующий отделением острых отравлений больницы, главный токсиколог Омской области и Сибирского федерального округа, доктор медицинских наук Александр Сабаев.
"Первое. Отсутствовала токсикологическая ситуация. То есть сам факт приема каких-то веществ накануне полета, во время полета не подтвержден. Это и со стороны свидетеля и очевидцев произошедшего, – отметил Александр Сабаев в интервью телеканалу "Россия 24". – Второй момент очень важный. Отсутствие токсикантов (ядов) в крови и в моче пациента".
Со слов сопровождающих пациента коллег, у Навального не было контактов ни с кем, ни в аэропорту, ни до приезда в аэропорт. Третьим немаловажным моментом, по мнению доктора Сабаева, стало отсутствие органовых повреждений органов пациента, ответственных за элиминацию (вывод из организма лекарственных средств из организма в результате биотрансформации и экскреции). Почки, печень и легкие ничем не повреждены.
"Изменения со стороны этих органов не обнаружено ни при поступлении, ни в последующие 44 часа пребывания в стационаре, – подчеркивает врач. – И четвертый момент. Действительно, при поступлении уже регистрировались выраженные изменения метаболического статуса пациента, проявлявшиеся с повышения уровня сахара в крови, с большой вариабельностью, повышение уровня амилазы, сыворотки, повышение уровня диастазы мочи, повышение уровня лактоцидов. Тем самым мы подтверждаем наличие выраженных метаболических изменений, которые вероятно развились или начали развиваться за 12-24 часа до момента вылета из Томска. В этой связи хочется отметить, что все-таки у пациента имело место быть заболевание метаболического характера, проявлявшееся в выраженном нарушении углеводного обмена. И сам полет стал пусковым механизмом для критического состояния, в котором, собственно говоря, пациент и поступил к нам в отделение".
В первые 8 часов момента пребывания пациента в стационаре проведено химико-токсикологическое исследование в трех независимых лабораториях. Ни один из анализов не выявил сильных ядов, включая фосфорорганические соединения.
"Клиническая картина не соответствовала отравлению фосфорорганическими соединениями, а укладывалась в тяжелый метаболический синдром, где манифестировали явления гипергликемии. То есть, повышенный уровень сахара в крови", – продолжил Александр Сабаев.
Он подчеркнул, что мнения российских и немецких врачей прямо противоположное. И разделяются они в этом вопросе: поскольку здесь выходят на первый план тяжелые метаболические нарушения, что не характерно для отравлений фосфорорганическими соединениями.
"Для фосфорорганических соединений отравлений характерен так называемый медиаторный синдром, проявляющийся несколько иной клиникой, – пояснил главный токсиколог Омской области. – Да, у пациента имели место быть мозаичные проявления холинэргического синдрома. Но мозаичные и весьма кратковременные. Поэтому и вводился атропин даже в нашей клинике. Но классическая картина отравления фосфорорганическими соединениями не было".
Александр Сабаев подчеркнул, что фосфорорганические соединения являются весьма токсичными веществами и, как правило, использовать из в целях отравления одного человека не представляется возможным.
"Как правило, будут задействованы и иные лица, сопровождающие. То есть можно сделать вывод, что, если бы было воздействие накануне полета или во время полета, то пострадали бы или какие-то симптомы отравления, интоксикации появились бы у сопровождающих лиц. Этого не произошло, что может еще раз сказать о том, что данный патологический процесс все-таки имеет внутренние какие-то механизмы дезадаптации, какой-то внутренний пусковой механизм внутренний", – продолжил врач.
Поэтому ни о каком отравлении "Новичком" речи быть не может, считает Сабаев.
"И потом, мы не забываем, что пациент пребывал в самолете, в замкнутом пространстве. – конкретизировал медик и сделал предположение. – Такие вещества, повторяю, являются высоко токсичными. Могли пострадать если не коллеги, а пассажиры при такой ситуации. И в малых дозировках они приводят к достаточно фатальным изменениям организма".
Фосфорорганические соединения – это первый токсикант, на который омские медики сделали тесты. И ответ на этот вопрос дали все три лаборатории буквально через несколько минут после начала химико-токсикологического исследования.
"И фосфорорганические соединения нам не, не подтвердили, – говорит Александр Сабаев. – Потом мы исследовали на различные спирты. Следующее исследование было – наркотические вещества. И последним исследованием мы проводили исследование на лекарственные препараты разных групп, в том числе снотворные, седативные, нейролептики, психотропные. То же касается наркотических веществ – как растительного происхождения, так и синтетического. То есть сектор исследований химико-токсикологический был очень широкий. Но основная наша задача была – это все-таки исключить тяжелые яды. И их не было".
Для проведения диагностики сразу после госпитализации Алексея Навального в Омск отправились врачи лучших российских клиник.
"В лаборатории НИИ скорой помощи имени Николая Васильевича Склифосовского были обследованы биологические жидкости пациента Алексея Навального. Исследование проводилось на масс-спектрометре фирмы Agilent Technologies USA, который содержит в себе 240 тысяч стандартных наборов веществ с соответствующей электронной базой Национального института стандартизации США. В исследованных жидкостях фосфорорганических соединений, а также препараты, ингибирующие холенэстеразу, не были обнаружены. Также не были обнаружены посторонние пики: неизвестных веществ, которые не входят в библиотеку данного оборудования", – констатировал заведующий отделением лечения острых отравлений и сомато-психиатрических расстройств НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифософского Михаил Поцхверия.