- Александр Яковлевич, вы в прекрасной актерской форме и по-прежнему много снимаетесь. По каким критериям стараетесь выбирать проекты?
- Есть хорошее выражение, по-моему, Жана Габена, гениального французского актера. Когда у него спросили, что является основой кинематографа, он назвал три фактора: во-первых, сценарий, во-вторых, сценарий, и, в-третьих, сценарий. Когда есть сценарий, который волнует, где есть судьба, есть характер, где актеру можно что-то еще дофантазировать – там можно быть спокойным за судьбу своего героя.
- Современный кинематограф часто позволяет сохранять это спокойствие?
- Пока что наш кинематограф в зыбком состоянии. От количества теряем качество, от гонки трижды теряем качество. А нужно тщательное погружение в интересный материал, где поиски, где мучения… Я сравниваю, конечно, со своим опытом, с режиссерами, через которых я прошел.
- Что в этой связи вспоминается в первую очередь?
- Например, "Любовь и голуби". Лента претерпела очень много всего. Было вырезано минимум четыре сцены! Я до сих пор в шоке, когда вспоминаю, сколько было негатива в адрес фильма. Но не смогли все уничтожить. Володю Меньшова освободили от монтажа, потом вернули, и он собирал картину из кусков. Это такая драматичная история! Зато комедия, не получившая ни одного приза, 40 лет популярна в народе.
Фильм "Мужики!.." вспоминаю. Я в нем с удовольствием снимался. А любимый мой фильм – "Очарованный странник". Это Лесков, тут вся судьба России через одного человека показана. За "Змеелова" тоже не стыдно. "Отряд специального назначения", где я прикоснулся к судьбе Николая Ивановича Кузнецова, который мне очень дорог. Фильм "Белый снег России", про который мало кто знает! Это судьба великого гения нашего, гения шахмат всех времен и народов Алехина. Не стыдно за эту картину!
- У вас есть режиссерский опыт. Каково вам было по ту сторону камеры? И не хотите ли снова в режиссерское кресло?
- Да, однажды я пытался снять картину – это первый фильм о СПИДе "Только не уходи". Скоропалительный, снимали в 90-е годы. И как-то так все скомкано вышло, неинтересно… Я не очень доволен. Но душу там вложил... Вообще, Богу – Богово, кесарю – кесарево, каждому свое. Я, на самом деле, не знаю, что хочу сейчас делать, чем заниматься.
- Говорят, вы никогда не принимаете предложения сняться в рекламе…
- Не буду судить своих коллег, которые это делают, но сам не хочу быть Леней Голубковым, у меня принцип такой. Зато я спокойно смотрю людям в глаза. Очень часто на улице со мной просто здороваются – это дорогого стоит! Поздороваются и улыбаются – и все, ничего не нужно.
- Из чего, по-вашему, складывается актерский талант?
- Талант – это вещь непонятная, сложная и капризная. Необъяснимая вещь. Я не знаю, что такое талант, но я его чувствую, вижу. Когда человек беспокоен, когда он не с холодными эмоциями выходит, трепетно относится к своей профессии, к своим партнерам – это уже талант.
- Что вам самому не позволяет работать с холодным носом? И почему вы остаетесь в профессии, несмотря ни на что?
- Я знаю, что все вернется. Бывают взлеты и падения. Я родился в Бурятии, в Цугольском дацане, среди цыган, бурят, татар, в многонациональном поселке, и там было такое буддийское выражение: "Бросай в меня камни, бросай в меня грязь, а я – река". Река все смоет. И я, хоть человек православный, но иногда прикасаюсь к этой мудрости.
Фильмы и передачи с участием Александра Михайлова доступны на медиаплатформе "Смотрим".