Филолог Афанасьева: новогодние чудеса связаны с потусторонним миром

Собираться вместе за праздничном столом, зажигать огни на новогодней елке, дарить друг другу подарки и ждать боя курантов – эти и многие другие традиции празднования Нового года в России складывались столетиями. Но кто придумал именно так отмечать главный праздник зимы? Откуда взялся Дед Мороз, и почему все мы ждем от него чудес с 31 декабря на 1 января?

На эти и другие вопросы в эфире телеканала "Россия" ответила доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института Пушкина Эльмира Афанасьева. Она пояснила, что за всю историю нашей страны было проведено несколько календарных реформ.

Так, с момента принятия христианства Новый год встречали в марте, когда природа пробуждалась от зимнего сна и человек вместе с ней. В XV веке великий князь Иван Третий постановил праздновать наступление Нового года 1 сентября – когда начинали собирать урожай. Указ о том, что Новый год приходит 1 января, издал в 1700 году Петр Первый, но россияне еще долго не могли к этому привыкнуть и разобраться в нюансах.

В документе, к примеру, объяснялось, что нужно украшать дома еловыми и можжевеловыми ветвями, но не уточнялось, когда их разбирать. Отсюда, кстати, пошло словосочетание "елки-палки", поскольку стояла эта праздничная хвоя целый год. По той же причине образ новогодней, рождественской елки и связывают с именем Петра Первого.

Деда Мороза чаще всего соотносят с Николаем Чудотворцем, но в русской мифологической традиции существовал еще и такой персонаж как Дед Карачун – злой дух, покровитель холода и мрака. Образ доброго новогоднего волшебника – современного Деда Мороза – сформировался лишь в советские годы.

У Снегурочки тоже есть своя предыстория: в старину на день Спиридона Солнцеворота (12 декабря) на улицах устанавливали снежных кукол, в которых дети бросали снежные комья. Позже в фольклорной традиции появилась девочка Снежевиночка – сказку о ней сочинил писатель Александр Афанасьев.

Почему же времени наступления Нового года приписывают всевозможные чудеса, волшебство и магию, в которую мы продолжаем верить?

"Изначально святки были связаны с представлением о том, что это время, когда распахиваются границы между живыми и мертвыми. Так называемые колядки и одаривание колядующих – с представлением о том, что из мира умерших предков приходят духи, которых надо облагородить, угостить. И чудо – это открытость двух миров: прошлого, который связан с потусторонним миром, и будущего, который связан с прогнозом", – объяснила Эльмира Афанасьева.