На этой неделе завершились съемки многосерийной исторической драмы "Столыпин". Новый большой проект телеканала "Россия" обещает стать таким же ярким событием, как и другие исторические ленты от нашего канала – "Годунов", "Грозный", "Шаляпин", "София".
В центре сюжета – захватывающее противостояние главы российского правительства Петра Аркадьевича Столыпина и фанатиков-революционеров, задумавших его убить. Обе стороны хотели для России перемен, а для граждан – лучшей жизни, но путь выбирали разный.
В череде покушений на Столыпина это – на Аптекарском острове – было самым кровавым: 30 погибших, трехлетний сын Аркадий контужен, дочь Наташа тяжело ранена. Столыпин знал, что погибнет, и погребенным хотел быть там, где убьют. Но фильм начнется, когда до выстрела Богрова в киевском театре останется пять лет. В 1906-м Петр Столыпин, только назначенный министром внутренних дел Российской империи, прибывает в Санкт-Петербург.
"Он такой – немножко как дизельный генератор, такой ровный, мощный и бесперебойный. Его реформы – они как раз двигали мощнейшие пласты. Перед последним покушением Россия вышла на показатели, на первые места по семи позициям", – рассказывает актер Александр Устюгов.
В роли Столыпина Александр Устюгов. Вот заседание кабинета министров снимают в потрясающих интерьерах Мраморного дворца на Миллионной улице.
"Мы не ожидали его увидеть в роли Столыпина, и когда мы увидели его все в гриме и то, как сыграл, мы сразу все единогласно поняли, что это он. Это было удивительно, потому что мы буквально за три недели до съемок его утвердили. У нас была проблема – у нас не было основного главного героя", – вспоминает продюсер Мария Ушакова.
История Столыпина как история покушений на него – сюжет лихо закручен вокруг ячейки максималистов. Руководит бомбистами Михаил Соколов по кличке Медведь в исполнении Павла Попова.
"Я – олицетворение сумасшествия, бешенства и какой-то такой открытой яростной эмоции, – говорит актер о своем герое. – Он все время хочет быть выше, хочет соответствовать Столыпину, но, к сожалению, он для этого не рожден".
Его возлюбленная – Наталья Климова, избравшая революцию дочь члена Государственного Совета. Образованная, обеспеченная, роковая и... очень модная. "Бешеная кровь", – напишет потом Варлам Шаламов.
Влюбиться в Наталью Климову немудрено. Потрясающие наряды сшила для нее художник по костюмам Наталья Салтыкова.
"Носит в нашем сериале юбку-брюки. То есть это было, вообще, не очень сильно распространено. И вот мы ей придумали такой интересный костюм. То есть для того времени это просто новинка", – рассказала Салтыкова.
В ресторан Климова в исполнении Стаси Милославской под ручку с Соколовым зайдет в эффектной шляпке и ажурном пиджаке и случайно встретит самого Шаляпина. Почти камео Александра Горбатова – он приехал на площадку ради минутного, но очень эффектного появления в полюбившемся зрителям образе.
"Мы подумали, что это очень актуально, что эти люди могли пересечься в тех или иных кулуарах", – говорит Горбатов.
Набережная Зимней канавки. Движение перекрыто не только по суше, но и по воде – оператор Сергей Мачильский прямо с камерой садится в пролетку, а режиссер Алексей Андрианов ставит задачу актеру. Съемочная группа буквально прошла дорогой Столыпина. В Саратове, где он губернаторствовал, сцена с грандиозной массовкой, и каждое лицо словно бы со старой фотографии глядит. А вот в Петербуржском павильоне художник Александр Загоскин обживает кухню явочной квартиры.
"Какая пепельница, какая коробочка папиросная, какая полочка или ложечка – это все висит на нас, чтоб атмосферу создать", – отмечает художник.
Сюда принесет бомбу Владимир Лихтенштад. Здесь же единственный выдуманный герой фильма, Алексей Любомиров, будет сначала писать письма дочери Столыпина Марии, а ближе к финалу дрожащей рукой выведет на бумаге – "донос".
Письма в этом фильме играют очень важную роль – они повсюду. Вот в коридоре конспиративной квартиры корреспонденция из Ростова, Москвы и даже Парижа.
На складе реквизита корзинки, папки для бумаг, книги, кофейные чашки, керосиновые лампы. Эпоха в деталях. Революция в лицах. Ячейка максималистов собрана из молодых талантов – Антон Артемьев, Юрий Насонов.
"Он хочет увековечить свое имя в истории. То есть, условно говоря, "и на обломках самовластья напишут наши имена", – отзывается о своем герое Артемьев.
"Примкнув к ячейке, он понимает, что единственный ответ, который они могут дать, это кровь. А кровь – это не про него", – рассказывает о своем персонаже Насонов.
Отправной точкой для сценария стала книга Бориса Федорова "Я верю в Россию". Исторически высшим Столыпин почитал право Родины быть сильной. Премьер-министром стал на изломе, и это назначение давало стране шанс. "Она его не использовала", – скажет Солженицын.
"Был человек-ледокол. Он шел вперед, делал свое дело, а потом он вошел в советский учебник истории – вот, когда мы учились – как вешатель, как такой тиран, ну, понятно, почему. Потому что он был очень эффективен с точки зрения борьбы с революцией", – считает продюсер Екатерина Жукова.
Историческая драма, политический триллер – невероятный по атмосфере и накалу страстей фильм "Столыпин" станет новым, а для кого-то и первым открытием государственника и патриота, сказавшего однажды слова, оставшиеся с нами на века: "Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия".