Сегодня эти молодые люди – такие же звезды, как актеры, которые играют спектакль. Сценограф, художники по костюму и гриму, художник по свету и мультимедиа – наравне с режиссером Асей Князевой эта пятерка – полноправные авторы постановки "Дневник писателя" по Достоевскому. Именно их творческие решения помогли превратить семь маленьких историй из XIX века в большое актуальное высказывание.
"Самый большой труд в работе с Достоевским как для актеров, так и для режиссера, и для многих людей, заключается в том, что его нельзя воспринимать прямо. Надо все время смотреть "за" текст", – считает режиссер-постановщик Ася Князева.
Этот спектакль сначала в виде отрывка родился в арт-кластере "Таврида" в прошлом году. Участники чемпионата искали в классической русской литературе культурный код нашей страны. Сейчас это полноценное рассуждение о природе человека, которая не меняется из века в век: откуда рождается злость, к чему может привести ложь, чем опасно равнодушие и почему дурным человеком быть как будто бы проще?
"В какой-то мере эта история переплетается с тем, что у каждого в душе", – заметила художник по костюмам Елизавета Холмушина.
Главным символом сценического "«Дневника писателя" стали подвижные окна. Простая, на первый взгляд, конструкция несет в себе множество смыслов. Это и окна, в которые зрители подглядывают за чужой жизнью. И зеркала, в которые жители видят отражения своих истинных лиц, стоит стемнеть. А еще клетка, общественная повозка…
Такими же говорящими и многослойными оказываются невзрачные, на первый взгляд, костюмы актеров. Финалистка ArtMasters Елизавета Холмушина не гонится за броскими нарядами. Ее платья – это страницы, на которых можно написать что угодно. А о превращении, например, взрослой героини в маленькую девочку красноречиво сообщает яркий бант.
"Это собирательный образ эпохи Достоевского. Там сочетаются принты газет, заголовков, там есть огромная надпись "Бессмертие Достоевского", – говорит художник по костюмам.
Такие же лаконичные образы в видеооформлении спектакля использовал мультимедиа-художник Николай Говязин. Черно-белая анимация добавляет драматизма, а прицельная съемка лиц актеров позволяет даже на дальних рядах увидеть и понять эмоции персонажей. Именно в этом, убеждены создатели, состоит задача бэкстейдж-специалистов: протянуть мосты между произведением и публикой и расставить подсказки, чтобы путь к порой непростому искусству был чуточку легче.