Украинская сторона не раз обвиняла и Россию, и саму Марию Львову-Белову, что после начала военных действий на Украине российские власти массово вывозят украинских детей в Россию.
Однако, как заверяют официальные власти и сама Уполномоченная по правам ребенка – "наша задача – воссоединить семьи".
"Если вдруг кровные родственники, родители оказываются разлученными со своими детьми, мы будем делать все для того, чтобы их соединить. Мы для этого открыты", – поясняет Мария.
В мае ей был передан список из 11 украинских детей, которые находятся в России и нуждаются в помощи. Как поясняет омбудсмен, всего с начала военных действий на территории ДНР и Луганской области было 2,5 тысячи украинских детей. На данный момент их осталось трое.
"У нас в Крыму и Краснодарском крае отдыхали дети из Запорожской, Херсонской, Киевской областей. Поменялась линия фронта, и дети не могли возвратиться сразу. Они рассказывали потом журналистам, как отдыхали, ездили на экскурсии. Но другой стороне это было не интересно... Позже уже возвращенные дети рассказывали, что их семьи обвиняли в коллаборационизме. Также Львова-Белова подчеркнула, что на территории России дети не были усыновлены, некоторые из них принимались под опеку.
Детский омбудсмен также подчеркнула, что так случилось, что многие дети оказались на территории России со своими родственниками. Тому наглядный пример девочка, которая приехала сюда со своей тетей. Но ее мама служила в ВСУ, поэтому приехать сюда не могла. Необходимо было подготовить и документы, и коридор передачи для такой девочки.
"Когда есть адекватный диалог нашей стороны и детских омбудсменов с противоположной – мы просим украинскую сторону подготовить документы. Мы должны быть уверены, что дети вернутся именно к своим, а не подставным родителям", – говорит Львова-Белова.
Но по словам Марии, к сожалению, "дети становятся разменной монетой с украинской стороны". После возвращения на них оказывается психологическое давление, они меняют свои показания. Также она подчеркнула, что практически невозможно отследить, как складывается их жизнь после возвращения.
Бывают случаи, когда ребенок не хочет возвращаться. Так, один юноша, ему скоро будет 18 лет, пожелал остаться на территории Крыма, России. Получить российское образование, гражданство и паспорт.
Мария Львова-Белова рассказала в беседе с Борисом Корчевниковым, что после ордера на арест ее жизнь стала сложнее. Она получает постоянные угрозы от Украины и Запада. Постоянные звонки от шутейных – до угроз расправы. "Ты понимаешь, что это провокационные вещи, что некоторые искренне верят в это и хотят защитить несуществующих детей от "агрессора", – поясняет она.
Но "пока есть хоть один ребенок, которому нужна помощь – будем ее оказывать", – заявила уполномоченная по правам ребенка при президенте РФ.
В апреле детский омбудсмен заявила, что с украинской стороны ни одного документа о возвращении эвакуированных в Россию детей не поступало.
Новый выпуск программы "Жизнь и судьба" – уже на медиаплатформе "Смотрим".