"Это – Маша, это – Алиса, это – Аленка. Мы им делаем коньки, ролики, у них есть полный набор для жизни", – рассказывают мультипликаторы.
В своих персонажах они знают каждую черточку. И заботятся о них – как о детях. В компьютерную эру делать мультики стало, конечно, проще. Но все равно это – кропотливый процесс. Не больше двух серий в месяц. В современном процессе анимации бумага уже практически не используется, главное оружие мультипликатора планшет и палочка – стилус.
Этапы производства и выговорить сложно: текстуринг, риггинг, лэйаут. Начинается все с создания 3D модели персонажа.
"Делают им так называемый сетап они могут как куклы на ниточках принимать руку, крутить головой", – поясняет Леонид Ермошин, глава постпродакшн анимационной студии.
Цель любой студии – попасть в ротацию двух главных детских каналов – "Мульт" и "Карусель". И здесь качество графики и рисунка важное, но не определяющее требование.
"Основной рецепт – это добрый, милый, интересный, динамичный и веселый", – подчеркивает руководитель службы детских и юношеских программ ВГТРК Татьяна Цыварева.
А ведь первый отечественный мультфильм, который вышел на большие экраны, был создан для взрослой аудитории. Хореограф Мариинского театра Александр Ширяев сделал кукол-танцовщиц из папье-маше и снимал обучающие мультфильмы для балерин.
В начале 20 века биолог Владислав Старевич решил снять картину, используя засушенных жуков-рогачей, которых перемещал с помощью проволоки. Жуки пародировали сцены из рыцарских романов. Фильм прошел с большим успехом, а дата первого показа стала Днем российской анимации.
"Думали на самом деле, что этих героев – насекомых, а там их натурально… играют настоящие жуки, жуки-рогачи и какой-то очень милый дрессировщик по фамилии Старевич их научил именно так действовать на экране", – рассказывает Станислав Дединский, историк кино и анимации.
В 30-х годах Дисней выпускает "Микки Мауса" и на волне конкуренции в СССР создается "Союзмультифильм". Мировой триумф принесла "Снежная королева" Льва Атаманова.
"Он был очень популярен в Китае, где Атаманова встречали с президентскими почестями. Эту картину несколько раз показывали на рождественским каникулы в Соединенных Штатах", – говорит председатель Совета директоров киностудии "Союзмультфильм" Юлиана Слащева.
Чуть позже Роман Качанов и Леонид Шварцман доведут до совершенства кукольную анимацию, создав мультфильм про Чебурашку. Курляндский и Хайт покажут, какой должна быть динамика в анимации. А Борис Степанцов в дилогии про Карлсона применит технику элекрографии – праобраз современной компьютерной графики.
Последний стилевой прорыв – детективы-колобки, а потом почти двадцать лет будет кризис, который закончится настоящим мультипликационным взрывом.
"Маша и медведь", "Смешарики" и "Барбоскины", "Лунтик" и "Мимишики", "Лео и тиг", "Сказочный патруль", "Новое Простоквашино". Наша анимации снова задает тон в мире.
"С каждым сериалом я вижу новые технологии, новые сценарные подвиги... И очень интересно развитие образов: и визуальных, и музыкальных", – отмечает Татьяна Цыварева, руководитель службы детских и юношеских программ ВГТРК.
А еще мультперсонажи стали уходить в кино... Анимационный "Чебурашка" стал звездой игрового фильма. Так же как и "Конек-горбунок".
Мульт-сериалы превращаются в полнометражные картины. На будущий год на большом экране ждут "Лунтика". Над проектом работает режиссер "Алеши Поповича" и цикла "Гора Самоцветов".
"И он понял вдруг понял, что его мама осталась на Луне и он хочет с помощью друзей улететь обратно на Луну и встретиться с мамой. Такой мощный роуд-муви с множеством перипетий", – раскрыл некоторые детали сюжета художник-аниматор, сценарист, режиссер Константин Бронзит.