Квентин Тарантино – Киноман с большой буквы. Человек, который, по его собственному признанию, все, что он знает и умеет, узнал из фильмов. Его можно назвать выходцем из числа простых зрителей, которому, благодаря благосклонности судьбы, удалось не просто сделать себе карьеру, но и прославиться на весь мир. Тарантино смакует свои собственные фильмы, каждый момент, каждую сцену. Он и снимает в первую очередь для себя, но, осуществляя, в том числе, свои детские мечты, создает кино для широкой аудитории. И это при том, что его кино по сей день ориентировано на гиков. За годы работы Тарантино выработал свой собственный неповторимый стиль, которому очень многие пытаются подражать.
С чего все началось
С первого прокатного фильма, конечно, которым для Квентина Тарантино оказались "Бешеные псы". По словам самого режиссера, о съемках этой кинокартины он вспоминает как о "самом счастливом времени" в собственной жизни. Все дело в том, что по написанному им же сценарию Тарантино был готов делать фильм буквально на коленке, но волею случая сценарий через десятые руки попал к Харви Кейтелю. Тому история приглянулась – и он "пристроил" фильм на студию, а еще помог заполучить отличный актерский состав. Как рассказал режиссер, в конце двухнедельного подготовительного периода Кейтель пригласил творческую группу на ужин в дом, который актер снимал в Малибу (на тот момент сам Квентин жил с родителями в Глендейле). Именно той ночью, сидя за столом со своими коллегами, он понял, что мечта, которой он жил со времен работы в видеопрокате, начала сбываться.
К слову, первый премьерный показ "Бешеных псов" проходил на фестивале "Санденс", где в один непрекрасный момент вдруг отключилось электричество. На основе увиденных кадров публика решила, что фильм получился невероятно кровавым и реалистичным. Это сейчас кровь считается "фирменным" стилем режиссера, а тогда многие уходили из зала, не дождавшись развязки. Как-то Тарантино рассказал, что кинотеатр тогда покинул даже "мастер ужасов" Уэс Крэйвен, придумавший "Кошмар на улице Вязов".
Нелинейное повествование
Привычная черта фильмов Тарантино – нелинейное повествование. То есть зрителям предлагается следить за историей не в хронологическом порядке. В "Криминальном чтиве", например, все начинается с эпизода в ресторане, а затем совершенно неожиданно режиссер переключается на Винсента и Джулса. Почему так происходит? Чтобы заинтриговать и зацепить зрителя – такого результата удается достичь даже при отсутствии экшена в эпизоде, лишь за счет вкусно прописанных диалогов. Тарантино может на протяжении всего фильма показывать сцены в разнобой, но в финале они все равно сольются в единую сюжетную линию, чтобы подвести зрителей к долгожданной кульминации. Этим приемом, частенько использующимся Квентином Тарантино, вдохновлялись и другие режиссеры. В частности, не популяризируй Тарантино нелинейное повествование, не сделай он его настолько модным, зрители вряд ли получили бы "Вечное сияние чистого разума" или "Помни" в том виде, в котором эти фильмы известны сейчас. Однако прием отнюдь не новый и, возможно, позаимствованный режиссером из вестерна "Однажды в Америке" Серджио Леоне, про который тот частенько рассказывает в интервью.
Продолжительные диалоги
Квентин Тарантино любит не только пускать кровь своим героям, но и рассказывать о них в формате диалога. Причем, продолжаться диалог может бесконечно долго. А так как диалоги пишет сам режиссер, скучно не бывает никогда. Первая сцена в "Бешеных псах" – диалог, в рамках которого персонажи успевают обсудить сразу несколько тем – чаевые, песни и многое другое. В "Криминальном чтиве" первая встреча зрителей с Винсентом и Джулсом продолжается больше 7 минут: они говорят про бургеры, Францию, Голландию и даже про массаж ног. Снимается все это не с одного ракурса, конечно, что позволяет добавить к сцене немного действия.
Длинные, нестандартные ракурсы
Когда Винсент Вега впервые приходит в дом своего босса по фамилии Уоллес, чтобы забрать его новую жену и отвезти ее на ужин в ресторан, Тарантино не показывает нам лицо девушки. Сначала мы видим ее со спины, затем в кадре крупным планом появляются ее губы. Там же в "Криминальном чтиве" Квентин Тарантино использовал еще один свойственный для себя прием: по мере того, как Винсент и Миа проникались друг к другу симпатией, менялся и план – из общего к крупному. А вспомните еще "вид из багажника"– снизу, под углом к героям: Тарантино и такой ракурс практикует частенько, особенно в эпизодах, где нужно показать превосходство героев над жертвой (и для этого не обязательно рядом должна быть машина).
Много крови и жестокости
Фильмы Тарантино на протяжении многих лет критикуют за излишнюю жестокость, но она давно стала его визитной карточкой. Режиссер отнюдь не смакует ее, вопреки мнению некоторых, а использует, чтобы лучше раскрыть характеры персонажей. Показывает, на что те способны. Вспомните хотя бы эпизод с отрезанием уха в "Бешеных псах" или момент из "Криминального чтива", когда Джулс читает фрагмент Библии перед тем, как расправиться с кем-либо, кто не соответствует его моральному кодексу. В этом эпизоде Джулс и Винсент практически в упор расстреливают безоружного пацана, но в финале фильма, после этой же цитаты, он отпускает грабителей кафе. В "Бесславных ублюдках" речь идет об отряде, сражающемся против войск Гитлера, широко известном среди немцев. Все дело в том, что у этого отряда было еще одно название – апачи, ведь все, в него входящие, следовали древним индейским традициям снимать с врагов скальпы.
Отсылки к поп-культуре и своему собственному кино
Как настоящий фанат кино, Тарантино в каждом своем фильме цитирует или перефразирует поп-культуру – внимательные зрители, анализируя происходящее на экране, замечают большое количество отсылок к любимым кинокартинам режиссера, любимой музыке или книгам и сериалам. Возьмем для примера "От заката до рассвета" (хоть его и снял Роберт Родригес, со сценарием работал именно Тарантино) – это ни что иное, как пародия на низкобюджетные ужастики 80-х годов. А дилогия "Убить Билла" – это признание в любви к эшен-фильмам о восточных единоборствах. Режиссер частенько цитирует самого себя в своих новых кинокартинах, отсылая к тем, которые уже стали классикой мирового кинематографа. В "Криминальном чтиве" Тарантино планировал возвращение Вика Веги – персонажа Майкла Мэдсена из "Бешеных псов", но из-за конфликта расписания провернуть это не удалось. Тогда режиссер слегка изменил сценарий, превратив Вика Вегу в его родного брата Винсента. А еще полагают, что идею "Убить Билла" Тарантино подсказала Миа Уоллес, еще одна героиня "Криминального чтива". В ресторане, куда Миа отправилась вместе с Винсентом, она рассказывает ему, что снялась в пилотном эпизоде сериала про женский шпионский отряд. Этот самый отряд из "Убить Билла" по описанию полностью совпадает с рассказом Мии – название разве что отличается: "Смертоносные гадюки". Ну и роль киллерши Беатрикс Киддо в итоге сыграла Ума Турман. А своей "Омерзительной восьмеркой" Тарантино "вспомнил" ужастик 1982 года "Нечто". Для создания саундтрека он пригласил композитора Эннио Морриконе, записавшего музыкальное оформление и для "Нечто". Важным условием было, чтобы саундтрек к "Омерзительной восьмерке" имитировал саундтрек "Нечто". Плюс несколько треков были взяты из классики американского кино без изменений.
Нет однозначных персонажей
Тарантино предпочитает не делать героев своих фильмов положительными или отрицательными. Правильных в классическом смысле персонажей в его историях нет – у каждого можно отыскать скелет в шкафу. Таким образом в рамках повествования режиссер может делать с этими персонажами все, что ему вздумается: без зазрений совести убивать, сталкивать их друг с другом (и пусть победит сильнейший), бросать в тюрьму или наоборот подводить к искуплению. В фильмах Тарантино нет противостояния добра и зла, границы этих сущностей нарочито размыты.
Разделение на главы
В фильмах Тарантино разделение на главы стало привычной "фишкой". Во-первых, это позволяет подготовить зрителей к изменению настроения повествования, во-вторых – дает возможность упорядочить саму историю, а в-третьих – отсылает к другим известным кинокартинам. Критики посчитали, что, например, фильмы дилогии "Убить Билла" – это оммаж (отсылка или цитирование) классике азиатского кино от Акиры Куросавы.
Актеры
Тарантино не стесняется приглашать в свои новые фильмы актеров, с которыми уже когда-то работал. Он рискует, помещая их в новые образы, но делает все для того, чтобы зрители не олицетворяли нового героя с героем предыдущей кинокартины. Харви Кейтель, Тим Рот, Стив Бушеми, Сэмюэл Л. Джексон, Ума Турман и многие другие – их называют любимчиками режиссера, ведь тот снимает их от фильма к фильму. А еще Тарантино снимается сам – чаще всего, в своих лентах он исполняет эпизодические роли, но всегда особенно значимые.
Тарантино не ходит проторенной дорожкой, он всегда изобретает что-то свое (даже если цитирует нечто известное и растиражированное). Он не боится нарушать устоявшиеся правила, не страшится оказаться непонятым зрителями, ведь по сути – он такой же зритель, как и вся аудитория его фильмов. Каждый из фильмов Тарантино – удавшийся эксперимент, на основе которого затем студентам преподают кино в специализированных школах.