Лучшие фильмы 2022 года по версии Vanity Fair

Focus Features, Universal Pictures
Главный критик издания Vanity Fair Ричард Доусон предлагает свой взгляд на лучшие фильмы уходящего 2022 года. В предисловии к своему рейтингу Доусон обращает внимание на то, что именно сейчас появилась возможность упорядочить суматоху, возникшую после надоевшего всем коронавируса: кинотеатры продолжают работать, фестивали проводятся, как было и до 2020-го, – это ли не праздник? Свой список Ричард Доусон изрядно сократил, оставив в нем только те фильмы, которые ярче всего сияли.

"Марсель, ракушка в ботинках"

90-минутный анимационный фильм про ракушку в туфельках по имени Марсель. Малыш живет с бабушкой Конни и очень хочет отыскать свою семью, с которой некогда ему пришлось расстаться. И вот настает момент его славы – про Марселя снимают документальный фильм, и теперь о нем точно узнает весь мир. По мнению критика Vanity Fair, Марсель, сам главный герой этой причудливой истории, говорит с детьми на их уровне, побуждает их думать, чувствовать и анализировать окружающий мир. Автор мультфильма в одном из интервью признался, что хотел создать историю, которая смогла бы в себе уравновесить все глупое и серьезное вокруг.

"Сент-Омер"

Перед нами судебная драма, но здесь нет ни адвокатов, ни их громких речей, зато есть трагедия. Элис Диоп – режиссер-документалист из Франции – за этот фильм получила Гран-при жюри Венецианского кинофестиваля, а еще приз "Лев будущего". Это художественное кино, в основу которого положена реальная история. Повествование ведется от лица 30-летней беременной писательницы по имени Рама, которая пришла на суд против эмигрантки Лоранс Коли в поисках вдохновения. Подсудимую тем временем обвиняют в убийстве полуторагодовалой дочери. "Сент-Омер" называют высказыванием о судьбе темнокожих женщин, проживающих во Франции.

"В дорогу"

Фильм режиссера Панаха Панахи – сына режиссера Джафара Панахи, успевшего прославиться иранского режиссера, получившего "Оскар". В отличие от папы, Панах не находится под домашним арестом, поэтому пока что может свободно перемещаться по стране и, соответственно, снимать. Фильм, как описывают его критики, получился живым и энергичным. В центре сюжета оказывается семья, которая отправляется в дальнее путешествие, чтобы переправить сына через границу – молодой человек пытается скрыться от выдвинутого против него ложного обвинения, из-за которого его просто посадят в тюрьму. Вроде бы "В дорогу" – это классический роуд-муви, но все же драматизма ему добавляют периодически вспыхивающие в машине семейные ссоры.

"Одним прекрасным утром"

Новый фильм француженки Мии Хансен-Лев, получивший специальный приз Каннского фестиваля в этом году. В главной роли – Леа Сейду. Она играет женщину по имени Сандра – дипломатического переводчика, которая на фоне тяжелой дегенеративной болезни отца начинает встречаться с женатым мужчиной, некогда дружившим с ее мужем. Высших оценок от критиков заслужила Леа Сейду, которая, разделавшись с ролью в бондиане, наконец, вернулась к драмам, где она всегда смотрелась гораздо предпочтительнее. Фокус повествования переключается между двумя историями: отношениями дочери с угасающим отцом и романом, моментально заставляющим Сандру отключиться от реальности и вспыхивать.

"Время Армагеддона"

Vanity Fair называет этот фильм Джеймса Грэя "интуитивно понятным и одновременно захватывающе непредсказуемым". "Время Армагеддона" – история, которая разворачивается в Америке 80-х годов. Повествование закручивается вокруг среднестатистической еврейской семьи. Маленький Пол дружит с единственным темнокожим ребенком в его классе, и это очень не нравится его родителям, ведь так называемый "друг" научил мальчика курить. Тогда, опасаясь за благополучие Пола в будущем, мама и папа решают перевести Пола в другую школу, более престижную, чем его нынешняя.

"Вся красота и кровопролитие"

Документальная биографическая история от режиссера Лоры Пойтрас привлекла немало зрителей. Фильм – рассказ о жизни художницы Нэн Голдин, пострадавшей от действий фармацевтической династии Саклер, продавившей выход на рынок опиоидного обезболивающего. Все начинается с того, что Нэн покидает центр реабилитации, в котором, пытаясь избавиться от наркотической зависимости, она провела несколько месяцев. Здесь и сейчас она решает начать бороться против компании, превратившей в ад не только ее жизнь, но и жизни десятков тысяч людей по всей стране. Параллельно с этим Пойтрас рассказывает о прошлом и настоящем Голдин, о ее увлечениях, интересах и выбранной профессии.

"Империя света"

Новая режиссерская работа Сэма Мэндеса, поставившего "Красоту по-американски", "Координаты Скайфолл" и "1917". Этот фильм менее масштабный, но не менее яркий. Главные герои истории – одинокая женщина средних лет по имени Хилари и молодой темнокожий мужчина Стивен. Они знакомятся в кинотеатре, куда Стивен пришел устраиваться на работу и где Хилари работает уже несколько лет. Будучи человеком отстраненным, героиня Оливии Колман не находит ничего общего ни со своими коллегами, ни со зрителями, зато она видит родственную душу в Стивене. Как пишет о фильме критик Vanity Fair – "это горько-сладкий рассказ о двух тоскующих друзьях и возлюбленных".

"Ты не будешь в одиночестве"

Пугающий фильм ужасов от режиссера-дебютанта Горана Столевски, который к тому же написал к нему сценарий. В главной роли – Нуми Рапас из скандинавской "Девушки с татуировкой дракона" и "Шерлока Холмса" с Дауни-младшим. XIX век, события разворачиваются в македонской деревушке. Существо, умеющее принимать обличье других людей и животных, приходит за младенцем. Мать уговаривает оставить дитя сейчас, чтобы затем забрать его через 16 лет. Несмотря на то, что взрослела главная героиня в удаленной пещере, ведьма все же находит ее, а затем обращает в себе подобную. Желая познать вкус человеческой жизни, узница выбирается на поверхность и начинает убивать селян.

"Тар"

Непревзойденная Кейт Бланшетт играет всемирно известного дирижера и композитора Лидию Тар, отвечающую за Берлинский филармонический оркестр. Лидии нравится ее высокое положение, она подпитывается заслуженной славой, успевая ухаживать за маленькой приемной дочерью. Но в одночасье мир женщины грозит разрушится из-за всплывших нелицеприятных деталей ее прошлого. "Тар" – это немного триллер, но больше мрачная сатира на современный мир. По мнению Vanity Fair, "порой кажется, что сценарий был написан за ночь до того дня, когда вы посмотрели фильм: настолько захватывающим дух и своевременным он получился".

Следите за новостями кино и индустрии в "Киноблоге" платформы "Смотрим", а также в нашем Telegram-канале: трейлеры и подборки, топ фильмов и сериалов, эксклюзивы и бэкстейджи.