Ольга Остроумова приехала покорять столицу из города Бугуруслан Оренбургской области. Для поступление будущая актриса выбрала ГИТИС. По словам Остроумовой, в то время о существовании других театральных вузов она просто не знала. Уже со второго курса ее пригласили в Московский ТЮЗ. Потом были подмостки театра на Малой Бронной, театра "Эрмитаж" и театра имени Моссовета, которому актриса верна более 30 лет. Но все же открыл Ольгу Остроумову кинематограф.
Доживем до понедельника
Это был дебют Ольги Остроумовой в кино. Ассистент режиссера Станислава Ростоцкого, искавший актрис для будущей киноповести, встретил ее в театральном институте. 20-летнюю Остроумову сразу утвердили на роль старшеклассницы Риты Черкасовой, которая разбивает сердца одноклассникам. Сценарий первоначально назывался "Журавль в небе". Это была дипломная работа Георгия Полонского на Высших сценарных курсах. Ему было 28 лет, за плечами – работа учителем. В центре сюжета – три дня из жизни обычной московской школы. Главный герой фильм – учитель истории Илья Мельников (Вячеслав Тихонов), который разочарован в своей работе. Пока Мельников пытается разобраться в себе, ученики его 9 "Б" ищут ответ на вопрос: что же такое счастье? Роль Ольги Остроумовой была не главная, но после выхода фильма о начинающей актрисе заговорила вся страна. А режиссер картины Станислав Ростоцкий стал для актрисы "крестным отцом" в кинематографе.
...А зори здесь тихие
Звездный час Ольги Остроумовой настал после выхода на экран военной драмы Станислава Ростоцкого. В 1972 году режиссер-фронтовик снял ленту по одноименной повести Бориса Васильева. Конкурс на роль обаятельной и бесстрашной Жени Комельковой был огромный, и Остроумова в этот образ поначалу никак не вписывалась. Но режиссер отстоял свой выбор актрисы и не прогадал. Картина покорила зрителей сразу и бесповоротно – в 1973-м ее признали лучшим фильмом по версии журнала "Советский экран". Фильм посмотрели 66 миллионов зрителей по всему миру, и везде были слезы зрителей и аплодисменты русским девочкам за их подвиг. В США пронзительная лента была номинирована на премию "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке. И несмотря на то, что приз получил фильм "Скромное обаяние буржуазии" Луиса Бунюэля, американская киноакадемия включила "…А зори здесь тихие" в список лучших мировых картин о Великой Отечественной войне.
Женщины, которым повезло
К теме Второй мировой войны Ольга Остроумова вернулась в драме Виктора Храмова и Марка Орлова о непростой судьбе выпускниц Центральной женской школы снайперской подготовки. Действие фильма разворачивается в послевоенные десятилетия и рассказывает о судьбах бывших участниц Великой Отечественной войны – Веры Боглюк, Нины Верховской, Дуси Королевой, Зины Скворцовой и Наташи Дружининой. На фронте они были снайперами, а в мирной жизни им нужно просто найти свое место, любовь и счастье. Каждый из пяти эпизодов мини-сериала посвящен одной из героинь, именем которой назван, – "Вера", "Нина", "Дуся", "Зина", "Наташа". Ольга Остроумова сыграла главную роль в эпизоде "Наташа". Вместе с Ольгой Остроумовой в картине снимались Вера Глаголева, Елена Проклова, Янина Лисовская и Евгения Глушенко.
Гараж
В комедии режиссера Эльдара Рязанова Ольга Остроумова сыграла профессорскую дочку Марину. Молодая актриса боялась играть среди таких мэтров кино, как Светлана Немоляева, Вячеслав Невинный, Семен Фарада, Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Андрей Мягков. "Мы с Костолевским, который тоже был уже очень известен, как-то очень стеснялись этих "монстров" – всяких Гафтов, Невинных. И мы действительно так сидели с Игорем и за бегемотом прятались. Все старались в камеру попасть, а мы наоборот", – вспоминает актриса. В основу сюжета фильма легла реальная история — собрание гаражно-строительного кооператива, участником которого был сам Рязанов. Когда на очередном заседании членов гаражного кооператива "Фауна" в связи со строительством трассы, которая должна была пройти по территории, выделенной ранее под строительство гаражей, встал вопрос об исключении пятерых избранных пайщиков, никто и представить не мог, чем все это закончится…
Василий и Василиса
Творческой удачей в кино и своей лучшей работой Ольга Остроумова считает роль Василисы в драме Ирины Поплавской по одноименной повести Валентина Распутина. Он прошел довольно незаметно для публики, но только не для нее. В 35 лет она показала на на экране и совсем юную девушку и дряхлую старуху. Ирина Поплавская долго отбирала претендентов, но в итоге остановилась на Ольге Остроумовой и Михаиле Кононове. Сценарий для фильма написали сама режиссер и сценарист Василий Соловьев, который работал над сценарием "Войны и мира" Сергея Бондарчука. На международном кинофестивале в Торонто (Канада) фильм был удостоен почетного диплома.
Мелочи жизни
Телевизионный фильм режиссера Вячеслава Криштофовича ("Володя большой, Володя маленький", "Одинокая женщина желает познакомиться", "Ребро Адама") вышел на экраны в 1980 году. Критики назвали картину "хроникой разводящейся семьи", отметив сюжет, уместный на телевидении и близкий массовой аудитории. Зрители же отмечали блестящий актерский ансамбль Ольги Остроумовой и Анатолия Грачева. В центре сюжета – семья Буниных, члены которой приняли решение развестись. Но этот процесс требует много формальностей и времени: надо подать заявление, посмотреть варианты обмена квартиры... А в это время на даче разлилась река и затопила участок. Сможет ли стихийное бедствие повлиять на решение о разводе?