У каждой футбольной нации есть своя легенда. Для советского спорта это был Эдуард Стрельцов. Скромный человек огромного таланта и непростой судьбы, ставший символом не только московского "Торпедо", но и всего советского футбола. Миллионы болельщиков ждали его выхода на поле, чтобы воочию увидеть легендарного форварда и его филигранную игру. Знаменитый администратор "Торпедо" Александр Петров вспоминает: "Мне посчастливилось работать с ним два года, когда он был уже тренером. Мы приехали в Тбилиси на игру "Динамо" (Тбилиси). Нас пригласили на баскетбол. Когда игра уже началась, объявили что Эдуард Стрельцов находится на спортивной площадке. Все грузины встали и стали аплодировать, баскетболисты бросили мяч. Представляете, что это было?!".
Талант нападающего московского футбольного клуба "Торпедо" раскрылся рано: в 17 лет он уже выступал за сборную страны, а в 19 стал олимпийским чемпионом. В чемпионатах СССР в составе команды "Торпедо" футболист провел 222 матча и забил 99 голов. За сборную СССР он сыграл 38 матчей, забив в ворота противников 25 мячей. Это до сих пор один из лучших коэффициент среди отечественных игроков.
"Он никому ничего не доказывал – скорее всего, только самому себе. Он никогда не бахвалился, не любил выставляться. Думаю, что он всегда был голоден до футбола", – рассказывает Вадим Никонов, нападающий "Торпедо" и сборной СССР по футболу (1967–1975 и 1977–1978 годов).
Эдуард Стрельцов был обладателем Кубка СССР, носил звание лучшего бомбардира чемпионата СССР и дважды становился лучшим футболистом СССР – в 1967 и 1968 годах. Знаменитый тренер англичан Ральф Рамсей, увидев его на поле, был поражен мощью и техникой игры советского нападающего: "Он ни в чем не уступает Пеле, а по атлетизму даже превосходит его!". "Русский Пеле" – так звали гениального футболиста поклонники и журналисты мировых спортивных изданий. Однако Эдуард Стрельцов имел и другие прозвища: Стрелец, Футбольный Шаляпин и Русский танк. "У мяча, пущенного Стрельцовым, есть глаза" – так говорили про его мощные и техничные удары. Знаменитый пас пяткой был его визитной карточкой. Сейчас многие, видя этот прием, говорят – сыграл по-стрельцовски.
"Имея хороший удар, он был, как таран, но таран умный, – уточняет Вадим Никонов. – Сейчас трудно объяснить, что это. Но все было при нем: мощь, стать".
"Все болельщики ходили именно на Стрельцова. Им нравилась такая игра", – дополняет главный тренер ФК "Торпедо" (Москва) Александр Бородюк.
По словам администратора "Торпедо" Александра Петрова (Капитоныча), главное, чем отличался Эдуард Анатольевич, это уникальное понимание и видение игры. Плюс у него были выдающиеся габариты, которые он правильно использовал в игре. Петров вспоминает: когда нападающий делал свой знаменитый рывок и набирал на поле скорость, остановить его не мог уже никто.
"Это человек, который творил на футбольном поле созидательное творчество", – уверен Александр Бородюк.
Скромный и даже застенчивый, Стрельцов всегда был в центре внимания. Люди, знавшие его близко, говорят, что он был гением на поле и практически беззащитным вне его. Редкое сочетание по нынешним меркам – спортивный талант и обаяние парня из соседнего двора. Простая открытая улыбка, добрый нрав и истинно русская душа нараспашку. Мягкий, добродушный, отзывчивый, готовый всегда прийти на помощь другим – так характеризуют Эдуарда Стрельцова.
Карьеру игрока Эдуард Анатольевич закончил в 1971 году. Даже после ухода из большого футбола остался верен автозаводцам, тренировал детские команды. Его талант игрока до сих пор не могут оценить полностью, но в его вклад в развитие отечественного футбола, его умная и одновременно красивая игра неоспоримы. Он – звезда мирового масштаба. И помнить его таким будут до тех пор, пока в нашей стране любят футбол. "Великий футболист! Есть выдающиеся футболисты, а есть великие, рождающиеся раз в 100 лет", – считает главный тренер "Торпедо" (Москва) Александр Бородюк.
"Его любовь и преданность цветам клуба поражает. Он как надел футболку с буквой "Т", так и остался в ней навсегда", – подводит итог болельщик ФК "Торпедо" Виктор Тимохин.
Татьяна Санина, Василий Кузнецов, Георгий Поддерегин и Максим Чугуев // Smotrim.ru