Российский зритель вспоминает народного артиста СССР Владимира Этуша. Сегодня актеру и полному кавалеру ордена "За заслуги перед Отечеством" могло исполнится 100 лет. До круглой даты он не дожил четыре года, скончавшись 9 марта 2019-го. После смерти Владимира Зельдина Этуш оказался старейшим народным артистом СССР. Всю жизнь актер посвятил Театру имени Евгения Вахтангова. Высказывания Этуша на сцене, в кино и на телевидении неизменно привлекали к себе внимание.
О себе
Исполнив более сотни ролей в кино и театре, не считая радио- и телепостановок, Владимир Этуш все равно считал, что сыграл в своей жизни очень мало, называл себя "голодным и обиженным" в профессии.
"Я очень мало получал ролей и мучился с ними безумно. Мне очень трудно было. Я был черный-черный и мучился, чтобы закрыть эту черноту. Я был страшно зажат. Меня снимали со многих ролей. Я прошел трудную жизнь в этом смысле", – говорил артист о себе.
В одном из интервью Этуш сравнил театр с полем боя. Эту параллель он провел как участник Великой Отечественной войны. По словам артиста, в актерстве присутствует замечательная консолидация, когда ты чувствуешь локоть товарища. На войне подобное бывало в атаке, вспоминал он. Природа у такого ощущения единения одна и та же. Этим наблюдением Владимир Этуш поделился в программе "ХХ век".
О педагогике
Долгое время жажда ролей не позволяла Владимиру Этушу полностью посвятить себя педагогике, хотя многие выпускники Театрального института имени Бориса Щукина считают его своим учителем. В собственную альма-матер артист вернулся после войны и, получив диплом, стал ассистировать педагогу по актерскому мастерству. В 1987-м занял должность ректора, а с начала 2000-х и до конца своих дней был художественным руководителем легендарной Щуки.
На вопрос о том, что самое главное в личности учителя, он отвечал так:
"Самое главное – внимание к ученику и доброта к нему. Доброта – это не значит, что все время надо гладить его по головке", – говорил Владимир Этуш.
О таланте и гениальности
В моноспектакле "Голос" устами своего персонажа Джулио артист рассуждал о таланте в искусстве и приходил к выводу, что дарование не случайный приз, доставшийся счастливчику. Любой гениальный мастер опирается на труды великих людей, живших до него. Шопен невозможен без Бетховена, заключал герой.
"Гений – это есть нечто вроде копилки, куда люди постоянно вносят взносы доброго, и талант осуществляется лишь в той мере, в какой творец искусства способен воспринять и отдать все накопленное", – произносит эти слова итальянский портной Джулио Фератерра.
Актер Владимир Этуш рассуждал похожим образом в одном из интервью. Актерский талан, по его словам, дается потом и кровью, шлифуется постоянной работой над собой.
О современном театре и антрепризе
Народный артист скептически относился к новомодным веяниям и экспериментам на сцене, считая, что они лишают театр самого главного.
"Театр немножечко потерял ту основу, которую он имел. Русский театр всегда был театром сердца и славился как театр сердца. Театр непременно должен воспитывать", – говорил Владимир Этуш в ток-шоу "Линия жизни".
Замену стационарных театров на антрепризные он считал гибелью театрального искусства, потому что только в репертуарном театре режиссер знает своих актеров, знает, какие роли дать им в перспективе, чтобы раскрыть все грани дарования.
О Леониде Гайдае
В комедиях Леонида Гайдая особенно ярко раскрылся комедийный талант актера. Фильмы "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", "12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию" российский зритель пересматривает каждый год, зная наизусть.
"Сила его искусства настолько велика, что он до сих пор существует в умах зрителей", – говорил о кинорежиссере Владимир Этуш.
Любопытно, что создатели "Кавказской пленницы" хотели снимать продолжение комедии. Об этом Владимир Этуш рассказывал в интервью. Как он вспоминал, был придуман ход, что его персонаж, товарищ Саахов, оказывается в лагере, начальник которого – Нина, героиня Натальи Варлей.
Об отрицательных характерах
Неповторимая актерская манера Владимира Этуша сильно проявлялась, когда он играл отрицательных персонажей, особенно в детских фильмах и сказках. Работать над ними ему было непросто, поскольку таких героев он "рисовал", используя широкую палитру красок.
Рассказывая, к примеру, о роли Карабаса-Барабаса в музыкальном телефильме "Приключения Буратино", Этуш вспоминал, что думал и о юных зрителях, и о не менее юных актерах, задействованных в ленте. И тех, и других он старался не напугать.
"Я считал, что надо как-то снять испуг, настоящий человеческий испуг, поэтому сделал как-то так, чтобы они посмеялись тоже, чтобы поняли, что смерть им не грозит", – рассказывал актер.
Совместные съемки с детьми он называл особой стихией, где необходимо чувство юмора. Драматическую роль он мог сыграть так, что она порой вызывала зрительский смех. В этом смысле ему были подвластны разные жанры. Кстати сказать, Владимир Этуш любил вспоминать слова Евгения Вахтангова, который говорил, что артист должен уметь играть все: от драмы до водевиля.
О женщинах и любви
Свою личную жизнь актер сравнивал с профессиональной, указывая на то, что и в делах сердечных у него не все шло гладко.
"Моя личная жизнь строилась подобно актерской – методом проб и ошибок", – писал он в своей автобиографической книге "И я там был".
Владимир Этуш был трижды женат официально, а еще один из его союзов не был скреплен печатью в паспорте. Третья по счету супруга, преподаватель английского языка Нина Крайнова, родила его единственного ребенка – дочь Раису, которая тоже получила актерское образование. Воспоминаниями об отце она поделилась в передаче "Больше, чем любовь".
Программы, фильмы, интервью и спектакли с Владимиром Этушем вы можете увидеть на платформе "Смотрим".
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.