Иск Скарлетт Йоханссон: вокруг студии Marvel разгорается скандал

Marvel, Disney Studios
Marvel, Disney Studios
Судебное разбирательство, инициированное актрисой Скарлетт Йоханссон против корпорации Disney и подконтрольной ей студии Marvel раскрыло еще один важный аспект отношений медиагиганта с креативным персоналом. Издание The Guardian опубликовало расследование, в рамках которого выяснилось, что авторы комиксов, становящихся основной миллиардных блокбастеров, получают от нанимателей гроши.

Скарлетт Йоханссон подала в суд на корпорацию Disney и студию Marvel в связи с нарушением ее контракта. По словам представителя актрисы, гонорар актрисы за фильм "Черная вдова" был привязан к широкому кинотеатральному прокату: чем больше сумма кассовых сборов, тем выше дополнительные отчисления в пользу Йоханссон. Однако незадолго до премьеры корпорация Disney приняла решение выпустить этот фильм (и несколько других) одновременно в кинотеатрах и на своем стриминговом сервисе. По мнению экспертов, это привело к значительному недобору кассы. Скарлетт Йоханссон через суд решила потребовать возмещения убытков. Вероятно, то же самое вскоре начнут делать и другие люди, причастные к успеху тех или иных кинокомиксов. Речь, в частности, идет об авторах, придумывающих сюжетные арки, которые затем берут за основу для создания очередного фильма. Британское издание The Guardian опубликовало на своих страницах расследование, рассказывающее об устоявшихся отношениях между авторами графических романов, авторами известных персонажей комиксов и, собственно, киностудиями.

По данным журналистов, большинство контрактов, заключенных между креативным персоналом и студиями Marvel и DC, не предполагают дополнительных выплат в случае успеха того или иного фильма в кинопрокате. Фактически, такие сотрудники получают только небольшой единоразовый гонорар и скромные же роялти. По мнению гигантов индустрии, этого вполне достаточно. При этом студии оставляют за собой право неожиданного и неоговоренного "поощрения" сотрудника, чей вклад в создание фильма оказался значительным.

Эд Брубейкер рассказал The Guardian, что, когда на экраны вышел комикс "Первый мститель: Другая война", в котором придуманный им и Стивом Эптингом Зимний солдат вернулся в историю, Marvel прислала благодарственное письмо с приглашением на премьеру и чек на 5 тысяч долларов. И это все. Интересно, что Эптинг и Брубейкер, нарядившись в смокинги, все-таки пришли на премьеру, но туда их не пустил охранник, сообщив, что авторов попросту нет в утвержденных студией списках. Попасть на мероприятие им удалось только после звонка актеру Себастьяну Стэну, исполняющему в фильмах Marvel роль Баки Барнса (Зимнего солдата).

Писатель Эд Брубейкер в интервью изданию The Guardian:

"Проблема в том, что все, что мы получили от нашего работодателя, – это благодарность в формате звучащего ото всюду "спасибо". Однако "спасибо" в карман не положишь, поэтому с таким вариантом поощрения в последние годы становится жить все сложнее".

Фильмы Marvel и DC зарабатывают в мировом прокате сотни и миллиарды долларов, но до того, чтобы поощрить тех, благодаря кому эти истории увидели свет, у студий не доходят руки. На запрос The Guardian представитель студии Marvel ответил лишь, что не может комментировать подробности соглашений, заключенных с теми или иными авторами комиксов – и все якобы ради защиты приватности. Интересно, что в Marvel и DC существуют так называемые "специальные" контракты, предполагающие некое вознаграждение за право использования персонажей в фильмах. Однако, чаще всего, такие документы никак не защищают креативный персонал – в них прописываются минимальные цифры. И либо человек соглашается на такие условия и получает хоть что-то, либо не получает вообще ничего.

Помимо использования персонажей в фильмах, DC и Marvel выпускают различный мерчендайз, стоимость которого варьируется от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч долларов. Один из авторов комиксов, пожелавший сохранить свою анонимность, в интервью The Guardian рассказал, что периодически он и другие авторы фотографируются в магазинах с фигурками придуманных ими персонажей – просто чтобы показать, насколько мизерные (по сравнению даже со стоимостью фигурок) им выписываются чеки.

Представитель Marvel в комментарии The Guardian заявил, что, по мнению компании, никаких ограничений на то, чтобы авторы обращались к руководству студии для пересмотра их контрактов, не существует. По его словам, в настоящее время ведутся переговоры – как с авторами новых комиксов, так и с авторами старых. Проблема в том, что обращение автора или художника к работодателю не гарантирует, что выплаты им будут увеличены.