Эксперты выяснили, есть ли признаки абьюза в советском кино

Телеканал "Мосфильм. Золотая коллекция" вместе с экспертами телеканала "Доктор" проанализировал некоторые советские кинокартины на предмет наличия в них героев с абьюзивным поведением. В частности, Рудольф из фильма "Москва слезам не верит", которого можно было заподозрить в абьюзе, по мнению психологов оказался маменькиным сынком, а вот Гоша, напротив, частенько вел себя как абьюзер.

Эксперты-психологи телеканала "Доктор" по просьбе редакции телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция" проанализировали советскую киноклассику – фильмы "Королева бензоколонки", "Москва слезам не верит", "Афоня", "Служебный роман", "Девчата", "Мой ласковый и нежный зверь". Выяснилось, что в некоторых из упомянутых кинокартин, действительно, есть признаки абьюзивного поведения героев. Однако иногда то, что казалось на первый взгляд очевидным, таковым в итоге не являлось.

В фильме "Королева бензоколонки" Людмила устроилась на работу экскурсоводом. Но за несколько часов до встречи с директором предприятия, ее покусали пчелы. Собравшаяся вокруг девушки толпа мужчин с сарказмом отзывается о ее внешности, некоторые открыто насмехаются. По мнению семейного психолога и гештальт-терапевта Анны Морозовой, абьюзом подобное поведение молодых людей назвать можно. Эксперт считает, что издевательство над одинокой девушкой выглядит жестоко даже для того периода времени. И если тогда групп поддержки для таких жертв насилия не было, то сейчас, напротив, ситуация в этом направлении куда лучше.

Кадр из фильма "Королева бензоколонки"

В фильме "Москва слезам не верит" анализу подверглись сразу два персонажа – Рудольф и Гоша. Катерина, выдав себя за дочь профессора, привлекла внимание Рудольфа практически сразу. Он очень быстро узнает правду, но к этому времени Катерина уже беременеет. Молодой человек, стремящийся делать карьеру, не желает связывать себя узами браками, а потому оставляет Катерину на произвол судьбы. Девушка растит дочь одна, становится успешным руководителем.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Неожиданно в ее жизни появляется Гоша, настаивающий на том, что в отношениях всегда прав мужчина. Как объясняет психолог Михаил Зотов, абюьзивным поведение Рудольфа не является: "он выбрал то, что было приоритетнее для него, – карьеру, а по-настоящему просто струсил, не смог принять на себя ответственность". Клинический психолог и врач-невролог Татьяна Соцкова считает, что абьюзером в этом фильме является только один человек – Гоша.

Клинический психолог и врач-невролог Татьяна Соцкова:

"С одной стороны, кажется, что он идеальный, он берет на себя ответственность за ее жизнь, становится сильным плечом, попутно указывая Катерине, что и как ей нужно делать. И как только она не соглашается с его позицией (после сцены, где он помог ухажеру Александры расправиться с обидчиками), он демонстративно уходит в запой, заставив провести ее несколько дней в тревоге".

По мнению Татьяны, если предположить, что подобная модель поведения сохранится за Гошей и в будущем, линия абьюза станет куда заметнее.