Комикс Marvel "Черная вдова" стал причиной скандала

Marvel, Disney Studios
Marvel, Disney Studios

Блокбастер Marvel "Черная вдова" вышел на экраны в США 9 июля – почти на 1,5 года позже ожидаемого. Еще весной 2021-го студия Disney объявила, что для минимализации возможных потерь из-за ковида, кинокомикс появится одновременно в кинотеатрах и на стриминг-платформе компании (так было, например, осенью с 200-миллионным историческим экшеном "Мулан", не оправдавшим ожидания ни показчиков, ни студии). Первые выходные в США и Канаде принесли "Черной вдове" 80 млн долларов – это лучший старт для посткарантинного периода в домашнем прокате. Еще 60 млн долларов "Вдова" заработала на стриминге Disney+ (там фильм стал доступен зрителям по цене 30 долларов). Национальная ассоциация владельцев кинотеатров США заявила, что студия Disney своим решением навредила кинотеатральному бизнесу, ведь фильм Marvel мог рассчитывать на более весомую кассу от привычного кинотеатрального проката (от 92-х до 100 млн долларов), если бы не был опубликован на диснеевском стриминге.

Национальную ассоциацию владельцев кинотеатров США цитирует издание Variety:

"Несмотря на заявления студии о том, что стратегия выпуска фильмов одновременно в кинотеатрах и онлайн в эпоху пандемии оказалась успешной, цифры демонстрируют, что эксклюзивный кинотеатральный релиз до сих пор означает больший доход для всех заинтересованных сторон в каждом цикле жизни фильма".

Ранний релиз того или иного фильма на стриминговых сервисах означает потерю денег от будущего онлайн-проката. Если раньше кинопрокатное окно между релизом в кинотеатрах и публикацией онлайн достигало 75 дней, то сейчас этого окна просто нет. Ранее дистрибьютор получал деньги сначала от широкого проката, а потом от последующего онлайн-релиза, релиза на домашнем видео, то сейчас ситуация изменилась. Подобная модель попросту упраздняет традиционную работу фильмов на так называемом home video, потому что любители смотреть кино дома на своем кресле получают доступ к нему уже сейчас. Да, в этот самый момент дистрибьютор зарабатывает больше денег, но зато в будущем, когда та же "Вдова", например, доберется до релиза на Blu-Ray, на других стриминговых сервисах, а также телеканалах, интерес к ней будет значительно меньше. Соответственно, от этого этапа жизни фильма дистрибьютор получит куда меньше денег, чем он получал раньше. Получается, что общая прибыль сократится весьма внушительно: широкий прокат в связи с коронавирусными ограничениями приносит меньше денег, какой-то минимальный добор идет за счет онлайн-проката, а последующий релиз на home video будет работать в половину своей былой силы. Как итог, действительно, студии и дистрибьюторы, выпуская сейчас свои новые кинокартины в гибридном формате, попросту перераспределяют полученную прибыль, но при этом не совершают никакой революции в индустрии.

Национальную ассоциацию владельцев кинотеатров США цитирует издание Variety:

"Гибридная модель релиза – это не новые деньги, а средства, извлеченные из традиционного окна домашнего видео (PVOD), которое в этой связи больше не имеет смысла. Учитывая упущенную кинотеатральную выручку и упущенную выручку от PVOD, можно подсчитать, во сколько обходится гибридный релиз в расчете на одного зрителя в течение всего срока проката фильма".

Помимо этого, Ассоциация также считает, 60 млн долларов, полученных "Черной вдовой" по итогам первого прокатного уикенда на стриминге Disney+, – нельзя назвать чистой прибылью. Представители студии, заявляющие об обратном, лукавят. Оказывается, стримингу придется отдать около 15% от собранных средств другим платформам (Apple TV, Roku), подписчикам которых, согласно партнерской программе, доступен контент Disney+. Учесть придется и появление фильма на пиратских сайтах. По данным ресурса TorrentFreak, "Черная вдова" по итогам прошлой недели стала самым распространяемым на торрентах релизом. Сколько именно голливудский мейджор потерял из-за пиратов, подсчитать вряд ли получится, но, вероятно, ущерб будет оцениваться миллионами долларов.