Поздравления с юбилеем 7 мая принимает прославленный режиссер, сценарист и продюсер Владимир Бортко. Народному артисту России исполнилось 75 лет. В творческой палитре режиссера – самые разные жанры: комедии, военные драмы, криминальные сериалы. Но наибольшую известность и признание ему принесли блестящие экранизации русской литературной классики. "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита", "Идиот", "Тарас Бульба". При бережном отношении к тексту Бортко удается поделиться со зрителем собственным глубоким осознанием авторского замысла. По его фильмам можно изучать историю и литературу.
"Собачье сердце". У дома Преображенского – сам Бортко.
– Так чего вы здесь торчите?
– Черт его знает!
Сам режиссер, камео со спины в фильме, который в нашей стране видели абсолютно все. В одну секунду стать знаменитым и именитым – не просто удача. Тиражи книг, по которым он снимал свои картины, всегда сметали с полок после премьер.
"Я не читал этой повести, пока не дали журнал, – вспоминает Народный артист России Владимир Бортко. – Прочитал до монолога Преображенского о разрухе и понял: надо снимать! И как снимать понял".
Черно-белое кино, как будто подергивающаяся пленка в киноаппарате. Но главное, актеры. Такого таланта на поиск нужного тона, наверное, ни у кого и нет больше.
"У него чуйка на правду – вот она состоялась где-то здесь. У нас была сцена, когда всего-навсего надо было сойти с ума. И мы мучились – ну, не сошел с ума, не сошел, и вдруг он: вот это оно и есть", – рассказывает о совместных творческих муках художественный руководитель Театра Олега Табакова народный артист России Владимир Машков.
Премьера "Идиота" прошла в 2003 году, и в книжных магазинах закончился Достоевский.
"Мастер и Маргарита" (2005 год): и нет больше Булгакова.
"Тарас Бульба" – 2009 год. Исчез Гоголь. Бортко своими фильмами как будто заставляет Россию оставаться самой читающей и думающей страной.
А ведь он мог быть геологом. Родные и близкие крутили пальцем у виска, когда в 1980-е годы он отправился на "Ленфильм". Но теперь в кино есть даже термин – "Москва Бортко", почти полностью снятая в Северной столице.
– Скажите, пожалуйста, лук будет или нет? Лук будет?
Петербург как 25-й кадр: глаз не всегда успевает выхватить Василеостровский гастроном в "Блондинке за углом", Никольский рынок в "Собачьем сердце" и канал Грибоедова в "Идиоте".
Он нежно работает с артистами. Эта особая манера режиссера, которую обожают его именитые коллеги.
"Он меня пробовал, и когда понимал, что я попал, он это говорил. Мы взаимодействовали с полуслова, с полувзгляда", – вспоминает Народный артист России, художественный руководитель Государственного Театра Наций Евгений Миронов.
"Очень много открытий возникло благодаря Владимиру Владимировичу, тому, что мы думали, а это очень важные мысли", – говорит Народная артистка СССР Инна Чурикова.
Поменьше Бортко, побольше автора – по этим фильмам и правда можно литературу изучать, как будто нет актеров, а есть герои. И даже Боярского в Мосии Шило не узнать.
"В этом фильме я получил травму, – вспоминает Народный артист РСФСР Михаил Боярский о сломанной руке. – Но это даже приятно, как память о фильме".
Владимир Бортко работает быстро и с всегда с размахом. Последние дни жизни Петра Первого, реформы, войны, предательство и последняя любовь в фильме 2011 года "Петр Первый. Завещание".
И новый замысел – фильм об Александре I и Наполеоне. В свои 75 лет Владимир Бортко мечтает снимать еще и еще.