Первый из будущей сотни лагерей – Соловецкий лагерь особого назначения – в 20-е годы собрал под монастырскими сводами тех, кого называли “врагами народа”. Среди них – недоучившийся московский студент Артем Горяинов. Ничем не примечательный в прошлом человек в лагере познает истинную ценность жизни. Для него СЛОН – полигон испытаний, через которые в действительности прошла целая страна.
По словам Евгения Ткачука, Артем – большая жажда жизни. "Он хочет жить и остаться живым человеком, хоть и понимает, что это практически невозможно. Это и заставляет его принимать решения, которые помогают, чтобы судьба благосклонно поворачивалась к нему в этом лагере", – отметил актер.
Тема Соловков, где “ковалось” новое государство, в большом кино раскрывается впервые. Тюрьма или место силы? Это место полно противоречий, которые находят отражение в душе каждого персонажа. Неприметный Артем превращает свою жизнь в лагере в опасную игру.
Несгибаемый и безжалостный следователь Галина под кожанкой скрывает сердце, жаждущее любви. Но в условиях лагеря высокое чувство оказывается таким же грубым и губительным, как смертный приговор. "Это очень сильный концентрат всего и всех: страхов, страсти. Все рядом. Одновременно в один день происходит смерть и любовь", – уточняет актриса Александра Ребенок.
А надо всем этим стоит начальник лагеря Федор Эйхманис. Реальная историческая фигура, поступки которой было сложно оправдать даже исполнителю его роли, Сергею Безрукову. С одинаково непроницаемым выражением лица он отдавал приказы выписать лагерному театру реквизит и расстрелять не угодившего ему заключенного.
"Человек свято верил, что создает в некотором роде какую-то цивилизацию, облагороженную трудом человеческим. Верящий в то, что трудом действительно можно исправить человека. А кого не исправили, того можно перемолоть", – комментирует Сергей Безруков поступки своего героя.
Впрочем, при всей сложности темы, “Обитель” выстроена по законам зрелищного кино. Здесь немало неожиданных сюжетных поворотов. Яркое и страшное приключение на выживание рождает рассуждение о цене и смысле человеческой жизни и о сложных красках, в которые раскрашены добро и зло. Но один вывод “Обитель” делает однозначно: Соловки – пугающий макет целой страны, которой не должно быть ни на одной карте.
Вероника Скурихина, "Утро России"