Сегодня Светлана Дружинина отмечает 85-летие. Актриса, режиссер, сценарист, народная артистка России безукоризненна во всех ипостасях. Она – олицетворение изящества, женственности и при этом суровая хозяйка киноплощадки. Ее роли в кино – "За витриной универмага", "Дело было в Пенькове", "Девчата", стали советской киноклассикой и принесли актрисе невероятную популярность. А затем, неожиданно для самой себя и всех окружающих, она заняла место по другую сторону кинокамеры и сняла картины "Исполнение желаний", "Сватовство гусара", "Дульсинея Тобосская", "Принцесса цирка", фильмы о приключениях гардемаринов и многосерийную историческую эпопею "Тайны дворцовых переворотов". И сегодня, по ее собственным словам, она по-настоящему счастлива!
Однажды Светлана Дружинина призналась, что ее справедливо считают сильной женщиной, потому что жизнь ее закалила. В кино начинающую актрису привела страшная трагедия. Она с детства мечтала стать балериной, училась в балетном училище вместе с легендарным Марисом Лиепой и Наталией Касаткиной и видела себя на сцене Большого театра. Но травма, полученная перед самым выпуском, оказалась несовместима с будущей профессией. В передаче "Линия жизни" Светлана Дружинина вспоминает учебу в Московском хореографическом училище и во ВГИКе, своих педагогов и первые роли в кино. "Я рада всему тому, что происходит с нами здесь и сейчас. Каждый раз я думаю, какое же счастье, что у меня такая невероятно трудная, но такая прекрасная жизнь", – делится Дружинина.
В тот момент казалось, что жизнь кончилась, но ее заметил режиссер картины "За витриной универмага" и пригласил на роль продавщицы Сони Божко. После громкого и многообещающего дебюта Светлана Дружинина поступила на актерский факультет ВГИКа и закрепила свою известность ролями высокомерных неприступных красавиц в фильмах "Девчата" и "Дело было в Пенькове". На ее Ларису и Анфису мечтали быть похожими все девушки Советского Союза. По словам Дружининой, пробы в ленту Станислава Ростоцкого были долгими и сложными, режиссер лично отбирал претендентов на главные роли. "До этой работы меня никто не воспринимал как серьезную актрису. Многие вообще считали, что на мою роль надо было брать кого-нибудь другого, кто мог бы сыграть почвенную роль. А тут – балерина!" – вспоминает актриса в программе "Судьба человека".
В режиссерскую профессию Светлана Дружинина пришла не сразу, но ее решение удивило многих. На дворе были 1960-е годы, режиссерских курсов еще не было, и она вновь оказалась во ВГИКе. "Я никогда не хотела быть артисткой. Если бы я осталась в балете, я стала бы балетмейстером", – призналась Светлана Дружинина. Ее дебютом стала картина "Исполнение желаний", затем одна за другой на экраны вышли красочные комедии "Сватовство гусара", "Дульсинея Тобосская" и "Принцесса цирка".
Все известные режиссерские работы Светланы Дружининой снимал ее муж Анатолий Мукасей, советский и российский кинооператор, с которым она познакомилась в том же знакомом и родном для нее ВГИКе. С тех пор они уже больше 60 лет вместе, муж и жена, оператор и режиссер. "У нас общее дело, вот что нас объединяет, а дело это – кино, поэтому мы и на съемочной площадке, и дома все время работаем, то есть мы не просто муж и жена, мы – работники кино", – объясняет Анатолий Мукасей. В чем секрет их крепкого брака – в программе "Большая семья", в студии которой собрались родные и близкие люди Светланы Дружининой и Анатолия Мукасея.
Поистине знаменитой режиссера Светлану Дружинину сделали исторические проекты: фильмы о приключения трех отважных друзей – "Гардемарины, вперед!", "Виват, гардемарины", "Гардемарины-3", "Гардемарины-4" и телесериал "Тайны дворцовых переворотов". На вопрос, почему она снимает картины на исторические темы, Дружинина отвечает: "Нет ничего более заразительного и интересного, чем история. Потому что история повторяется. Меняется одежда, лексика, внешние аксессуары времени. Неизменно только одно. Это уникальный божественный механизм – человек. Для меня это самое главное. Я не стараюсь создавать социум, я пытаюсь разобраться в причинно-следственных связях и человеческих взаимоотношениях".
История гардемаринов превзошла все ожидания Светланы Дружининой. В далеком 1983 году в квартире режиссера раздался телефонный звонок. Звонила инженер, специалист по водным коммуникациям, начинающая писательница Нина Соротокина, она предлагала рукопись "Трое из навигацкой школы" как материал для сценария. Ровно пять лет спустя, в 1988 году, на Центральном телевидении состоялась премьера фильма "Гардемарины, вперед!", покорившего миллионы зрителей. Золотому актерскому составу ее фильма мог позавидовать любой режиссер, это были главные романтики нашего кино. "Кино, особенно когда оно историческое, многофигурное, костюмированное, – это очень трудная работа. Это колоссальный труд, работать можно только шайкой единомышленников. Шайка выживает во все времена", – рассказывает режиссер, которая одна знает, чего ей стоило закончить эти съемки. В авторском документальном фильме Александра Казакевича "Гардемарины, вперед!" Невидимые слезы" о работе над картиной рассказывают Светлана Дружинина и Дмитрий Харатьян.
Во время работы над "Гардемаринами" Светлана Дружинина решила снять новый фильм о реальных исторических персонажах. Так родился грандиозный исторический проект "Тайны дворцовых переворотов", над которым режиссер работает с 1995 года. Почему уже более 20 лет ее не отпускает история XVIII века? Об этом Светлана Дружинина рассказала в студии программы "Наблюдатель".
На сегодняшний день Светлана Дружинина сняла более 10 киноработ на тему российской истории и не планирует останавливаться. В октябре этого года режиссер Дружинина была удостоена специального приза Московского международного кинофестиваля "За многолетнее служение искусству кино". Ее главная мечта – чтобы зрители от начала и до конца посмотрели три десятилетия ее трудов.