В Москве на 72-м году жизни от коронавируса скончался народный артист, руководитель мастерской ГИТИСа Борис Плотников. Уже с дебютной работы в картине "Восхождение" он получил всесоюзную известность. Затем была знаковая роль доктора Борменталя в фильме "Собачье сердце", которую Плотников сыграл настолько естественно и достойно, что иным ассистента профессора Преображенского зрители уже не представляли.
Роль, по которой Бориса Плотникова встречали — интеллигентный, тонкий, умный доктор Борменталь.
"Он был таким ребенком с большой душой, с открытым сердцем, с нежными глазами. Был предан своей профессии и включал в себя понятие "русский интеллигент", — рассказала народная артистка России Марина Зудина.
Его восхождением в кино был, конечно, фильм Ларисы Шепитько. Из почти пятисот претендентов режиссер выбрала именно Плотникова, актера свердловского ТЮЗа, блиставшего в роли Кота Базилио. Студия упорно его не утверждала, но Шепитько была непреклонна — только в этих бездонных глазах она увидела то, что искала.
"Мама, по сути, открыла Плотникова. Совершенно необычная задача — найти актера с образом Христа и при этом никому не известного", — поделился сын Ларисы Шепитько Антон Климов.
Борис Плотников умел ждать и выбирать роли и режиссеров.
"Мне довелось играть людей отважных. Хотелось бы на них быть похожим, но нет — я не отважный, конечно", — говорил Борис Плотников.
Человек-театр и человек театра. Плотников священнодействовал на сцене, играя полярных Яго и князя Мышкина. Казалось, Шекспир и Достоевский писали для него одного.
"Он был, конечно, актер старой школы в хорошем ее понимании. Он мог вдруг вспылить и уйти с репетиции, а на следующий день прийти как ни в чем не бывало. Что-то у него внутри всегда происходило", — поделился воспоминаниями заслуженный артист России, ректор школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий.
Белые цветы у траурного портрета в Московском художественном, куда позвал Олег Табаков. Плотников успел поработать и в Театре сатиры, и в театре Российской армии — и всегда лучшие роли.
В этом году он успел выпустить свою первую и теперь единственную мастерскую в ГИТИСе. Последним появлением в кино, на которое так редко соглашался, стала роль московского Патриарха Иова в драме "Годунов".
"Таких умных на сцене, интеллигентных и тонких практически не осталось. Борис Григорьевич как раз был именно таким артистом", — отметил народный артист России Сергей Безруков.
"Моя надежда, мука и награда..." — так Борис Плотников назвал книгу о профессии, которой жил. Его последней премьерой в театре в сентябре стал спектакль Табакерки под названием "И никого не стало."