Валерий Тодоровский: "Бомба" – сериал про экшен мозгов"

Валерий Тодоровский
Накануне премьеры многосерийной драмы "Бомба", которая состоится на "России 1" 9 ноября, продюсер картины в эксклюзивном интервью телеканалу рассказал, чем его привлекла история о начале гонки ядерных вооружений, будут ли страсти ее героев-физиков понятны простым зрителям, за что он уже любит и почему верит в этот свой фильм.

9 ноября на "России 1" стартует остросюжетная многосерийная драма "Бомба". О том, как снимался этот фильм, как относились к проекту его звезды и как удалось из рассказа про научные изыскания сделать историю, полную человеческих страстей и драйва, накануне премьеры поведал продюсер картины Валерий Тодоровский.

История начинается в тот день, когда США сбросили на Хиросиму атомную бомбу. Перед нашими физиками была поставлена задача в кратчайшие сроки создать свое ядерное оружие. В условиях адской гонки перед лицом мировой катастрофы, не имея времени на раскачку и шанса на ошибку, группа молодых ученых, невзирая на личные драмы, начинает гонку на грани человеческих возможностей и смертельного риска: на кону стояло будущее всего мира, и они должны были совершить невозможное.

- Что вас зацепило в истории советского атомного проекта?

- Мне кажется, это важный переломный момент в истории нашей страны и про него очень мало рассказано. И с чисто исторической точки зрения – это интересная история. Но самое главное, мне кажется, что делать кино про какие-то огромные достижения в чем-либо – очень кинематографично. Кино любит большие страсти, большие ставки, большие конфликты. А эта история вся построена на очень большом конфликте. Судьба человечества решалась в этот момент! И все это было в руках группы очень молодых людей. И происходило в стране, которая только-только зализывала раны после войны. Все это – очень мощная фактура и очень кинематографическая история.

- Будет ли эта история интересна массовому зрителю?

- Так как я киношник, я в первую очередь думаю о том, чтобы сделать фильм, который будет интересен людям и который будет трогать, волновать, и эта история – очень мощная возможность. Мы же снимаем не про формулы и не про бомбу как начиненный чем-то кусок металла. Мы снимаем про людей. Человеческие амбиции, отношения, страсти – это то, чем занимается кино. И если это получилось, если рассказ о людях, которые находились в тех исключительных обстоятельствах, сработает, то, я надеюсь, зрителям это будет интересно.

- А смогут ли непосвященные разобраться в научных премудростях?

- Одна из основных проблем при написании сценария, была в том, что герои фильма – физики, и когда они садились обсуждать свои профессиональные вопросы, мы – люди без специальной подготовки – переставали понимать, о чем идет речь. Поэтому одной из самых трудных и увлекательных задач сценаристов было написать эти разговоры. Потому что без них нельзя: вы не можете снять фильм про физиков, чтобы они не говорили про физику. Но сделать их споры интересными, внятными, понятными и наполненными страстью, конфликтом, драйвом, который владеет героями, это была не простая задача. Я очень надеюсь, что это получилось.

- Зрителя сегодня очень сложно удивить красивой историей – все хотят экшена. Хватает ли его в вашей "Бомбе"?

- Экшен – это больше про кино, хотя мне кажется, что он и там уже не сильно востребован, а в сериалах все-таки главное именно история и человеческие отношения, герои, за которыми интересно следить и которым ты готов сопереживать. При этом наши герои, по сути, постоянно находятся в некоем экшене, только экшен этот другой. Назовем его "экшен мозгов". Их мозги должны работать в исключительном режиме, и скоростном, и невероятно напряженном, чтобы сделать то, что они сделали. Я очень жду, какая будет реакция у телевизионного зрителя. Хочется по дереву постучать, что я еще могу сказать?

- Действие "Бомбы" разворачивается на разных локациях, в разных городах и даже странах. Насколько сложно это было реализовать?

- Большой проблемой было то, что у нас, людей, которые делали фильм, как и у тех людей, которые делали бомбу, не хватало времени. Если бы у нас было хотя бы на полгода больше, то, я думаю, мы смогли бы какие-то вещи сделать лучше. Но это было большое производство, и съемки шли в очень разных местах, мы ездили в экспедиции. Много пришлось построить декораций, а то, что просто невозможно воссоздать сейчас, заменяли большим количеством компьютерной графики. Вообще, это масштабный фильм, и это, мне кажется, будет видно на экране.

- Вы собрали в этом проекте очень востребованных актеров. Как удалось вписать съемки в их график?

- Я очень рад, что именно эти артисты оказались в фильме, потому что, мне кажется, они очень подходят для своих ролей и замечательно с ними справляются. Что касается графиков, то это всегда сложная работа: в России кино снимается под артистов, и приходится подстраиваться под их театральные работы, под параллельные съемки. Но наша основная троица – Виктор Добронравов, Евгений Ткачук и Евгения Брик – этот фильм, мне кажется, поставили на первое место для себя и отдались ему полностью, потому что понимали, что это очень серьезная работа, и старались минимально на что-то другое отвлекаться.

- Ни для кого не секрет, что большинство ваших работ – это еще и коммерчески успешные проекты. С "Бомбой" будет так же?

- У меня были разные проекты, в том числе и не успешные, к сожалению. "Бомба" – это телесериал, а на телевидении речь идет скорей о рейтингах. Но будем приравнивать это к коммерческому успеху. Говорить об этом, пока фильм не вышел, рано. Вот когда мы увидим цифры, мы поймем, насколько он успешный. Я надеюсь на самый большой успех. Может быть, потому, что я люблю этот фильм и верю в него. А уж дальше – дело за зрителем.

- За 75 лет существования атомной промышленности многое изменилось. Не посещала ли вас мысль рассказать о преемнике Первого главного управления при СНК СССР и Минсредмаша – Росатома?

- Я думаю, что это очень большая сфера человеческой деятельности, глобальная, и очень во многом определившая, что такое XX век. Мы со своими восемью сериями не претендовали на то, чтобы охватить все. У нас просто не было ни времени, ни возможности рассказать всю историю советской атомной промышленности, которая претендует, мне кажется, на то, чтобы быть рассказанной подробно. У нас была конкретная цель – рассказать историю с момента, как была поставлена задача создания советской атомной бомбы, до момента ее испытания. И, кстати, этих восьми серий нам, безусловно, не хватает. Мы могли бы это спокойно рассказывать не восемь, а 16 серий, просто был бы другой уровень подробности. Можно ли делать еще фильмы про все, что связано с атомной отраслью? Да, конечно. Но это будут уже другие фильмы.