ИИ признал подделкой знаменитую картину Рубенса "Самсон и Далила"


Wikipedia

Компьютерный мозг посчитал, что полотно, которое хранится в Лондонской национальной галерее, не принадлежит кисти великого фламандского живописца. Но так ли это на самом деле?

Анализ, проведённый с использованием искусственного интеллекта, показал, что знаменитая картина "Самсон и Далила", которая хранится в Лондонской национальной галерее, была написана отнюдь не Рубенсом.

Историки и искусствоведы давно сомневались, что полотно, созданное в 1609-10 годах, является подлинной работой фламандского художника, одного из основоположников искусства барокко.

Как сообщает газета Guardian, новое исследование картины провела швейцарская компания Art Recognition. Она специализируется на анализе произведений искусства на подлинность. Нынешняя проверка показала, что картина с вероятностью 91,78% является подделкой.

Как же получилось, что подделка столько лет хранилась в Лондонской национальной галерее?

Как разъясняет сайт artnews.com, Рубенс действительно написал картину, на которой был изображён библейский сюжет о Самсоне и Далиле (в русской традиции Далиде). Напомним, что Далила соблазнила Самсона и помогла филистимлянам отстричь ему волосы, в которых была заключена сила Самсона.

Картина, на которой был изображён спящий на коленях Далилы Самсон, была написана для одного из главных покровителей Рубенса – Николаса Рококса, мэра Антверпена. Однако она исчезла после его смерти в 1640 году.

Позднее, в 1929 году, картина "Самсон и Далила" якобы нашлась. Тогда эксперт по Рубенсу Людвиг Брухард посчитал работу принадлежащей кисти художника. Подозрения относительно подлинности работы впервые возникли в 1960 году, когда Брухард умер, и выяснилось, что за сертификаты о подлинности он получал оплату наличными.

В итоге более 60 произведений Рубенса, подлинность которых была подтверждена Брухардом, с тех пор были идентифицированы как подделки.

Лондонская национальная галерея купила полотно "Самсон и Далила" на аукционе Christie's в 1980 году по рекордной для того времени стоимости в 2,5 миллиона фунтов стерлингов (по нынешнему курсу это £6,6 миллиона, то есть около 650 миллионов российских рублей).

На протяжении многих лет несколько экспертов ставили под сомнение, что картина была создана Рубенсом. Так, художница и независимый учёный Евфросиния Доксиадис приводила в качестве аргумента тот факт, что на этюдах и гравюрах, созданных художником перед началом работы над полотном, ноги Самсона изображены целиком. А на картине, хранящейся в Лондонской национальной галерее, часть ступни Самсона не входит в полотно. Также она указывала на другие подозрительные детали.

Однако эксперты Лондонской национальной галереи и многие другие учёные, изучавшие творчество Рубенса, не признавали эту критику.

Искусственный интеллект (свёрточная нейронная сеть) базировал свои выводы на базе данных поддельных и подлинных картин Рубенса. Специалисты Art Recognition обучили ИИ обращать внимание на мельчайшие детали, которые можно найти в подлинных работах Рубенса. Затем программа тщательно проанализировала картину "Самсон и Далила", разделив холст на сетку из нескольких квадратов. Выискивая признаки отклонения от стиля Рубенса квадрат за квадратом, система пришла к выводу, что, скорее всего, это подделка.

Впрочем, последнее слово всё равно останется за экспертами-людьми. Лондонская национальная галерея отказалась комментировать этот вопрос до тех пор, пока исследование не будет обнародовано.

Больше новостей из мира науки и технологий вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".