Как на Марсе: жизнь обнаружена глубоко под морским дном

На глубине 125 метров под морским дном, как выяснилось, жизнь бьёт ключом.

На глубине 125 метров под морским дном, как выяснилось, жизнь бьёт ключом.
Фото Caitlin Devor, University of Tokyo, CC BY 4.0.

Извлечённые образцы пород удивили исследователей обилием бактерий.

Извлечённые образцы пород удивили исследователей обилием бактерий.
Иллюстрация Suzuki et al., Communications Biology (2020).

На глубине 125 метров под морским дном, как выяснилось, жизнь бьёт ключом.
Извлечённые образцы пород удивили исследователей обилием бактерий.
Биологи обнаружили настоящее пиршество жизни в среде, удивительно напоминающей поверхность Красной планеты.

Биологи обнаружили настоящее пиршество жизни на глубине 75 метров под морским дном. Интересно, что эта среда по целому ряду параметров похожа на поверхность Красной планеты.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Communications Biology.

Образцы были собраны ещё в 2010 году. Исследовательское судно, следовавшее по маршруту Таити ‒ Новая Зеландия, останавливалось в трёх точках. На дно океана, имеющего в этих местах глубину 5,7 километра, опускался бур. Учёные бурили в дне скважину глубиной 125 метров. Первые 75 метров приходились на осадочные породы, а дальше начиналась сплошная базальтовая скала, некогда бывшая вулканической лавой.

В извлечённых каменных стержнях (кернах) исследователи обнаружили сообщество бактерий. Одноклеточные населяли узкие (часто менее миллиметра шириной) трещины в базальте, заполненные глинистыми минералами.

"Эти трещины – очень комфортное место для жизни. Глинистые минералы Земли похожи на магический материал. Обнаружив глинистые минералы, вы почти всегда найдёте живущих в них микробов", – рассказывает Ёхэй Судзуки (Yohey Suzuki) из Токийского университета.

Однако биологи всё же не ожидали, что скала глубоко под морским дном окажется столь густо заселена. Плотность микробного населения составляла 10 миллиардов клеток на кубический сантиметр глинистых пород. По этому показателю они оказались сравнимы с кишечником человека (!). К слову, в грязевых отложениях морского дна в тех же точках обнаружилось только 100 клеток на кубический сантиметр.

"Обнаружив такую богатую микробную жизнь в скале, я подумал, что это сон", – признаётся Судзуки.

Извлечённые образцы пород удивили исследователей обилием бактерий.

Каким образом туда попали все эти бактерии, не очень понятно. В местах бурения не было геотермальных источников или ещё чего-то подобного, так что микроорганизмы не могли быть занесены потоком воды.

Также биологи установили, что образцы из трёх точек заметно различались по населяющим их штаммам. Возможно, это связано с разным возрастом лавы, ставшей пристанищем для микробов: 13,5, 33,5 и 104 миллиона лет. Однако во всех трёх сообществах доминируют бактерии, дышащие кислородом и потребляющие готовые органические вещества (а не синтезирующие их из неорганических). Это более чем удивительно для столь экстремальных мест обитания.

Исследователи предполагают, что глинистые минералы концентрируют питательные вещества и мешают морской воде растворять их. Этим и объясняется такой праздник жизни в глубинах базальтовой скалы.

Любопытно, что условия в этих трещинах довольно-таки сильно напоминают марсианские.

"Нейтральный или слабощелочной уровень pH, низкая температура, умеренная солёность, богатая железом среда, базальтовые породы – все эти условия роднят глубокий океан с поверхностью Марса", – отмечает Судзуки.

В связи с этим учёный и его коллеги уже начали сотрудничество с НАСА. Они собираются разработать методы анализа марсианского грунта, которые помогли бы обнаружить подобные богатые бактериями трещины на Красной планете.

Отметим, что и для образцов со дна океана, при всём доступном арсенале земных лабораторий, это было совсем не просто. Но исследователь смотрит на новую задачу с оптимизмом.

"Сейчас я почти ожидаю, что смогу найти жизнь на Марсе", – фантазирует Судзуки.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о микробах подводных вулканических хребтов и горячих источников Йеллоустона.