Спасти пятерых ценой жизни одного? Как в разных странах решают проблему вагонетки

Полученные результаты могут повлиять на создание беспилотных автомобилей.

Полученные результаты могут повлиять на создание беспилотных автомобилей.
Фото Global Look Press.

Мыслительный эксперимент под названием "проблема вагонетки" помог исследователям оценить уровни нравственности людей из разных стран мира. Результаты могут отразиться на этике программирования и на программировании беспилотных автомобилей.

Культурные различия играют ключевую роль в том, как люди в разных странах отвечают на вопрос: можно ли пожертвовать жизнью одного человека ради спасения нескольких людей? Группа учёных под руководством доктора Эдмона Авада (Edmond Awad) из Школы бизнеса при Эксетерском университете провела исследование и выяснила, как жители разных континентов решают так называемую проблему вагонетки. Результаты их работы могут отразиться на этике программирования и повлиять на производство беспилотных автомобилей.

Поясним, что речь идёт о мысленном эксперименте в этике, в котором имеется неуправляемая вагонетка, несущаяся по рельсам. На её пути стоят пять человек, связанных и неспособных двигаться, и вагонетка движется прямо на них.

Человек, на долю которого выпала участь решить эту проблему, может переключить стрелку, в результате чего вагонетка поедет по другому пути. Но и на нём стоит человек.

Существует два варианта действий: ничего не делать, и тогда вагонетка убьёт пять человек, или же переключить стрелку – в этом случае погибнет только один.

Специалисты попросили решить проблему вагонетки 70 тысяч человек из 42 стран мира. К слову, эта работа стала одной из крупнейшей такого рода.

В целом 81% опрошенных были готовы переключить стрелку, чтобы ограничиться одной жертвой. Половина была согласны спасти пятерых ценой жизни одного в немного изменённой версии эксперимента: человека предлагалось сбросить на рельсы с пешеходного моста и тем самым остановить вагонетку.

Что интересно, жители Европы, Австралии и Северной и Южной Америки склонялись к спасению группы людей чаще, чем участники эксперимента из восточных стран, таких как Китай и Япония.

Как предполагают учёные, это связано с тем, что в традиционных обществах люди живут в тесных и небольших сообществах, в которых трудно сформировать новые отношения. Возможно, по этой причине они боятся высказать столь сомнительную идею – пожертвовать кем-то.

В западных же странах людям проще находить новые социальные группы и заводить знакомства. Именно поэтому они не боятся высказывать мысли, с которыми другие могут не согласиться.

По мнению Авада, полученные результаты могут сказаться на развитии этики программирования и искусственного интеллекта, в частности, на создании беспилотного автомобиля. Поясним, что эти данные могут пригодиться при программировании автопилотов машин. Это позволит учесть отношение людей к тому, как беспилотные машины оценивают риски на дороге и ущерб от столкновения.

"Сейчас трудно понять, достаточно ли велики эти различия между странами, чтобы настаивать на разных правилах для машин в разных странах, но результаты показывают, что это заслуживает дальнейшего исследования", – заключает автор работы.

Научная статья по итогам работы опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали, как автономные автомобили будущего будут принимать решение при аварии.