Изменение ДНК детей ведёт к значительному повышению рисков смертности

Многие ведущие специалисты в области редактирования генов осудили Хэ Цзянькуя за эксперименты с человеческими эмбрионами, посчитав их опасными, неэтичными и морально неоправданными.

Многие ведущие специалисты в области редактирования генов осудили Хэ Цзянькуя за эксперименты с человеческими эмбрионами, посчитав их опасными, неэтичными и морально неоправданными.
Фото Global Look Press.

Первым в мире детям, родившимся в Поднебесной и имеющим отредактированные гены, ещё не исполнилось и года, но учёные уже заявляют о потенциальных рисках для их здоровья и даже жизни. Чем обернётся скандальный эксперимент китайского генетика, который "хотел как лучше"?

В ноябре 2018 года научное сообщество потрясло громкое заявление китайского генетика. Известный сегодня буквально каждому Хэ Цзянькуй признался, что отредактировал гены человеческих эмбрионов с использованием технологии CRISPR. В результате на свет появились первые в мире генетически модифицированные дети – близнецы. Их настоящие имена общественности неизвестны, поэтому им дали псевдонимы Лулу и Нана.

Авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подробно рассказывали об этом беспрецедентном случае и о скандале, который разразился незамедлительно. Уже спустя месяц после рождения ГМ-близнецов правительство Поднебесной решило усилить контроль над неэтичными исследованиями, а в отношении Хэ Цзянькуя началось расследование.

Учёных между тем волнует судьба самих ГМ-близнецов: они пытаются понять, какие риски могут ожидать девочек в будущем.

Напомним, что Хэ Цзянькуй изменил ДНК эмбрионов, подготовленных для процедуры искусственного оплодотворения. Он внёс изменения в так называемый ген ВИЧ-уязвимости под названием CCR5. Учёный утверждал, что преследовал благие цели: ВИЧ-инфекция является огромной проблемой для китайского здравоохранения, а в случае родителей близнецов болезнь могла передаться потомству.

Ранее было доказано, что естественная генетическая мутация в гене CCR5 (её называют CCR5-delta 32) делает организм устойчивым к вирусу иммунодефицита человека, блокируя выработку белка, который помогает ВИЧ заражать иммунные клетки.

Хэ Цзянькуй попытался воспроизвести эту специфическую мутацию посредством методики CRISPR. В результате модификаций запустились делеции (хромосомные перестройки), которые инактивировали белок CCR5.

Сообщалось, что у одной из девочек, родившейся после этого вмешательства, были изменения в обеих копиях гена CCR5 (так называемая гомозиготная мутация), а у другой – в одной.

Однако оставалось неясным, какие последствия может нести такое "нововведение".

В поисках ответов исследователи из Калифорнийского университета в Беркли пришли к неутешительным выводам. Согласно новым данным, мутации в обеих копиях гена CCR5 повышают риск смерти в возрасте до 76 лет на 21%.

В ходе этого исследования специалисты проанализировали генетические и медицинские данные более 400 тысяч людей, хранящиеся в базе UK Biobank.

В результате оказалось, что люди с двумя мутантными копиями гена CCR5 имеют значительно более высокий уровень смертности в возрасте от 41 до 78 лет, чем люди с одной мутантной копией либо те, у кого вообще нет подобных изменений.

Также отмечается, что в базе UK Biobank было зарегистрировано меньше людей, имевших гомозиготную мутацию CCR5-delta 32, чем ожидалось. Исследователи предполагают, что это может свидетельствовать о более высоких рисках преждевременной смерти таких людей. (Поясним, что в этой базе собраны данные людей в возрасте от 40 лет.)

Но это не единственная потенциальная опасность. Дело в том, что у людей с гомозиготной мутацией гена CCR5 повышен риск заражения другими патогенами, в частности, вирусом лихорадки Западного Нила. А заражение вирусом гриппа может стать и вовсе смертельно опасным: среди людей с такими мутациями смертность от гриппа повышена в четыре раза.

Данные, впрочем, довольно противоречивы. Некоторые исследования, к примеру, связывают мутацию CCR5-delta 32 с увеличением выживаемости после инсульта и защитой от оспы и флавивирусов, к которым относятся вирусы-возбудители лихорадки денге, вирус Зика и всё тот же вирус лихорадки Западного Нила.

Авторы новой работы полагают, что белок CCR5, который кодируется одноимённым геном, связан со многими функциями организма, и вполне вероятно, что мутация CCR5-delta 32, блокирующая его выработку, приносит не так уж много пользы.

"В противном случае эволюционные механизмы давно бы уничтожили этот белок", – рассуждает ведущий автор исследования профессор Расмус Нильсен (Rasmus Nielsen).

Приводя в пример "дело ГМ-близнецов", команда попыталась донести до своих коллег простую и важную мысль: пока научное сообщество не накопит достаточно данных о возможных рисках и последствиях, редактирование генов человеческих эмбрионов не будет безопасным и оправданным.

"Помимо многих этических проблем, связанных с "CRISPR-младенцами", факт заключается в том, что прямо сейчас, обладая современными знаниями, всё ещё очень опасно пытаться вводить мутации, не зная полного эффекта, который может возникнуть от их воздействия. В данном случае, вероятно, CCR5-delta 32 – это не та мутация, которую хотели бы иметь большинство людей", – заключает профессор Нильсен.

Подробнее о проделанной работе он и его коллеги рассказывают в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

Напомним, что недавно эксперты из ведущих научных центров мира призвали ввести мораторий на редактирование генома человека. Согласились, впрочем, не все.