Более позднее начало уроков в средней школе не только улучшает качество сна подростков, но и повышает посещаемость и академическую успеваемость. Таково заключение недавнего исследования учёных из Вашингтонского университета.
Не секрет, что современные подростки, не расстающиеся со смартфонами и планшетами, предпочитают ложиться спать поздно. Однако такие привычки не согласуются с ранним подъёмом и ранним началом обучения в большинстве школ. В результате ученики не спят рекомендуемые девять часов в сутки, что, как известно, негативно сказывается на физическом и психическом здоровье.
"По существу, вы отнимаете последний кусок сна, который им необходим, – говорит автор недавней работы Орасио де ла Иглесия (Horacio de la Iglesia) из Вашингтонского университета. – Просить подростка встать и быть активным в 7:30 утра всё равно, что просить взрослого проснуться и быть активным в 5:30 утра". А на такое способны далеко не все взрослые.
Поясним причину такого различия. Циркадные ритмы помогают организму человека поддерживать работу так называемых внутренних часов. Последние определяют, когда нам нужно есть, находиться в состоянии бодрствования или сна в мире, вращающемся вокруг своей оси примерно каждые 24 часа.
Наши гены и внешние сигналы окружающей среды, такие как солнечный свет, работают вместе, чтобы создать и поддерживать устойчивую модель активности.
Между тем начало полового созревания удлиняет циркадный цикл у подростков и снижает чувствительность "биологических часов" к воздействию света в утренние часы. Подобные изменения заставляют подростков засыпать позже каждую ночь и просыпаться позже каждое утро в сравнении с детьми и взрослыми.
Собственно, учёные рекомендуют подросткам спать по 8-10 часов каждую ночь. Но ранние утренние подъёмы вынуждают учеников менять свой график сна.
Чтобы решить эту проблему, школы в Сиэтле перенесли время начало уроков с 7:50 утра на 8:45. Изменения произошли в середине 2016 года.
Де ла Иглесия и его коллеги решили не упускать случая и изучить влияние переноса времени на качество сна и успеваемость школьников.
Чтобы провести наиболее объективное исследование, специалисты сравнивали данные о школьниках десятого класса в 2016 году с информацией о младших сверстниках, посещавших тот же класс в 2017 году. Информация включала в себя данные о 94 учащихся в 2016 году и 84 подростков в 2017 году (до и после изменений).
Важное уточнение: все дети носили на запястье мониторы активности для измерения продолжительности сна. Как считают учёные, именно это делает их исследование наиболее объективным (ранее специалисты полагались на самоотчётность учеников).
Согласно полученным данным, ученики 2016 и 2017 годов ложись спать примерно в одно и то же время. При этом ученики 2017 года получили возможность вставать позже, в результате они спали дольше – дополнительные 34 минуты в день.
Увеличение продолжительности сна коррелировало с улучшением успеваемости учеников во втором семестре, примерно на пять процентов.
Как говорит соавтор работы Гидеон Данстер (Gideon Dunster) из Вашингтонского университета, сон играет ключевую роль в обучении и создании воспоминаний, именно в этом и может быть причина наблюдаемых изменений.
Кроме того, в одной из школ улучшилась посещаемость занятий. Ученики 2017 года намного меньше опаздывали и пропускали занятия в сравнении с подростками, обучавшимися в том же классе в 2016 году.
Такие улучшения, вероятно, могут быть достигнуты за счёт изменения времени начала уроков, считает Данстер.
Новое время начала уроков в Сиэтле увеличило среднюю продолжительность сна с 6 часов 50 минут до 7 часов 24 минуты. Однако этого времени всё равно недостаточно, считает учёный.
"Ученики действительно стали спать больше, но они всё равно не спали рекомендуемые девять часов в сутки", – замечает Данстер.
Специалисты надеются, что будущие исследования определят наилучшее время начала уроков в школе, которое согласуется с циркадными ритмами подростков и оптимизирует их качество сна и способность к обучению.
Результаты исследования представлены в научном издании Science Advances.
Добавим, что учёные рекомендуют молодым людям подремать перед экзаменом. Кроме того, специалисты выяснили, что сон после учёбы укрепляет связи между клетками мозга и улучшает память.
К слову, профессор Оксфорда считает, что не только дети страдают от раннего подъёма. По его мнению, необходимость каждый день вставать на работу к 9 часам является самой распространённой формой пытки в современном обществе.