В Иране, рядом с поселком Туркабад в провинции Йезд, археологи обнаружили руины зороастрийской «башни молчания» и провели первый – очень успешный – сезон раскопок, сообщает Iran Daily.
«Эти исследования позволят нам лучше понять зороастрийские погребальные обряды», — со свойственным ученым красноречием заявил глава археологической экспедиции Мехди Рахбар (Mehdi Rahbar). Заявление, на первый взгляд, формальное, однако хорошо описывает сложившийся научный парадокс. С одной стороны, традиции одной из древнейших мировых религий вполне себе живы, и чтобы их «лучше понять», достаточно посетить зороастрийские общины в Иране, Индии или Пакистане. Если говорить только о погребальных традициях, в Иране сохранилось несколько древних заброшенных «башен молчания», в Индии – несколько действующих. Казалось бы, в материале для исследований недостатка нет. С другой стороны, история зороастризма изучена недостаточно, а происхождение характерных для этой религии обрядов (в частности, весьма своеобразного обряда погребения), возможно, намного старше самой религии. Всё далеко не так просто, и каждая находка может дать ученым новые бесценные подсказки.
Заметки об открытии в иранской прессе довольно короткие, в них сообщается только о сделанных находках – первые результаты лабораторных исследований и научные выводы появятся позже. Иранские любители истории не нуждаются в дополнительных пояснениях, тогда как нашим читателям небольшая историческая справка может пригодиться.
«Башни молчания» — прижившееся в западной литературе название зороастрийских погребальных комплексов: они действительно выглядят как массивные башни, венчающие холмы посреди пустыни. В Иране эти цилиндрические сооружения без крыши называются проще, «дахма», что можно перевести как «могила», место последнего упокоения. Вот только зороастрийские погребальные обряды, на взгляд последователя любой другой культуры или религии, кажутся чрезвычайно далекими как от понятия «могила», так и от концепции «упокоения».
Изобретение термина «башни молчания» приписывают Роберту Мерфи, переводчику на службе британского колониального правительства в Индии в начале XIX века. Кто придумал другое красивое название для сходных похоронных практик, «небесное погребение», — неизвестно, но и это словосочетание часто употребляется в англоязычной исторической литературе.
Неба в зороастрийской смерти действительно было много: тела усопших оставляли на верхней, открытой платформе башни, где за работу принимались птицы-падальщики (и, реже, собаки), быстро освобождая кости от бренной плоти. И это только первый этап долгого пути трупа «назад к природе», к очищению, в полном соответствии с догматами одной из древнейших религий мира.
Насколько древней? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать время жизни ее основателя, пророка Заратустры (Зороастра по-гречески). А это науке доподлинно не известно. Долгое время считалось, что он жил в VI веке до нашей эры – это время распространения зороастризма как сформированной религии, а в V веке до н.э. Геродот впервые упоминает ритуалы, похожие на зороастрийские. Однако современные исследования постепенно «состаривают» таинственного пророка. По одной из версий, он жил в Х веке до н.э., по другой – еще раньше, в период между 1500 и 1200 годами до нашей эры: эта гипотеза основана на анализе археологических находок и сравнении священных зороастрийских текстов с индуистскими (индоарийскими), такими как Ригведа.
Чем глубже уходят корни зороастризма, тем сложнее отследить его происхождение. Пока ученые сходятся на том, что учение Заратустры родилось в бронзовом веке и стало первой попыткой объединить людей в вере в одного бога, и произошло это на фоне абсолютного господства политеизма – многобожия, характерного для всех культур того времени. Зороастризм вобрал в себя черты более древних индоиранских верований, позже он формировался под влиянием греческой культуры, но проникновение верований и культур было взаимным: основные идеи зороастризма – такие как мессианизм, свобода воли, концепция рая и ада – со временем стали частью основных мировых религий.
«Зороастризм – самая древняя из мировых религий откровения, и, по-видимому, он оказал на человечество, прямо или косвенно, больше влияния, чем какая-либо другая вера»: такими словами начинается канонический научный труд Мэри Бойс «Зороастрийцы. Верования и обычаи».
Зороастризм еще называют «первой экологической религией» за призыв уважать и беречь природу. Звучит весьма современно, однако с исторической точки зрения это, наоборот, показатель древности учения, доказательство прямой связи зороастризма с гораздо более старыми анимистическими верованиями человечества, верой в одушевленность всей природы.
Зороастрийский погребальный обряд тоже можно назвать экологичным, хотя в его основе лежит совсем иная концепция: смерть в зороастризме рассматривается как временная победа зла над добром. Когда жизнь покидает тело, трупом овладевает демон, заражающий злом всё, чего коснется.
Возникает, казалось бы, неразрешимая проблема «утилизации» покойников: к трупу нельзя прикасаться, его нельзя закопать в земле, нельзя утопить в воде и нельзя кремировать. Земля, вода и воздух являются священными в зороастризме, огонь – тем более, ведь это прямая и чистая эманация верховного божества, Ахура-Мазды, единственное из его творений, которое не смог осквернить дух зла Ахриман. Зло, заключенное в мертвом теле, не должно вступать в контакт со священными стихиями.
В «Видэвдаде», одной из частей Авесты, грех погребения трупов или предание их огню назван «многопагубным, мерзким, неискупаемым».
Зороастрийцам пришлось изобрести не только специфический и весьма сложный способ «погребения», но и особые архитектурные сооружения, дома для мертвых – те самые дахма, или «башни молчания».
Дахма располагались в пустынных местах, на возвышенности. От места смерти до погребальной башни покойных несли специальные люди, населлары. Несли на носилках, чтобы труп не коснулся земли. Носильщики-населлары и хранитель башни, обитавший рядом с ней, были единственными людьми, «уполномоченными» проводить какие-либо действия с останками. Родственникам покойных вход на территорию погребальной башни был категорически запрещен.
Любые прижизненные различия – по общественному статусу или богатству – после смерти не имели значения, со всеми покойными обращались одинаково. Тела отставляли на верхней, открытой солнцу и ветрам платформе башни: мужчины лежали по внешнему, самому большому кругу, в среднем ряду – женщины, во внутреннем круге – дети. Эти концентрические круги, три или четыре в зависимости от диаметра башни, расходились от центра платформы, где всегда располагался колодец для костей.
Поедание разлагающейся плоти собаками или птицами-падальщиками – не отталкивающая сцена из жизни средневековой Европы, а последний жест зороастрийского милосердия по отношению к усопшему. За считанные часы падальщики склевывали всю «оболочку», оставляя лишь голые кости, однако этого недостаточно: останки оставляли лежать на платформе не меньше года, чтобы солнце, дожди, ветра и песок отмыли и отшлифовали их до белизны.
Населлары переносили «очищенные» скелеты в оссуарии (костницы, склепы), располагавшиеся по периметру башни или рядом с ней, но в конце концов все кости оказывались в центральном колодце. Со временем груды костей в колодце начинали крошиться, распадаться… В сухом климате они превращались в пыль, а в дождливом очищенные от зла частицы человека просачивались сквозь природные фильтры – песок или уголь – и, подхваченные подземными водами, заканчивали свой путь на дне реки или моря.
Несмотря на полное соответствие заветам Заратустры, «башни молчания» и местность вокруг них считались оскверненными до конца времен.
В Иране использование «башен молчания» было запрещено в конце 1960-х, и приверженцам зороастризма опять пришлось изобретать особый способ погребения: современные зороастрийцы хоронят своих покойных в могилах, предварительно выложенных известковым раствором, цементом или камнем, дабы избежать прямого контакта трупа со священными стихиями.
Однако научные изыскания пока никто не запрещал. Раскопки «башни молчания» в окрестностях Туркабада начались только в этом году и уже дали интереснейшие результаты. Дахма оказалась довольно крупной, ее диаметр составляет 34 метра. С восточной стороны ученые обнаружили входной проем, некогда закрывавшийся дверью. Когда башня перестала «функционировать», вход в оскверненное место был заложен сырцовыми кирпичами.
Вокруг погребальной платформы ученые насчитали 30 отсеков неправильной формы, из которых пока исследованы только шесть. По словам руководителя раскопок Мехди Рахбара, все они служили вместилищами для костей: очищенные от плоти останки лежали на полу в 2-3 слоя. Кроме этого, археологи обнаружили 12 отдельных «контейнеров» для крупных костей: «среди них мы опознали черепа, бедренные кости и кости предплечья», — сообщил Рахбар.
Рахбар также заметил, что столь значительное скопление костей указывает на большое количество последователей зороастризма в провинции Йезд в XIII веке, во время правления монгольской династии Ильханидов – именно этой эпохой ученые датировали башню в Туркабаде. Династия Ильханидов (Хулагуидов) была основана в 1253 году Хулагу, внуком Чингис-хана и братом Хубилай-хана. Ильхан – титул Хулагу в Персии, дословно «правитель народа». Ильханиды оставались у власти недолго, до 1335 года.
Датировка XIII веком была установлена по анализу костей и сама по себе примечательна. Зороастризм оставался доминирующей религией в Персии вплоть до арабского завоевания в 633 году: позже его вытеснил ислам. В VIII веке положение зороастрийцев в Персии было настолько уязвимым, что они повсюду искали соратников и единоверцев, готовых оказать духовную и материальную поддержку – по словам Мехди Рахбара, такие свидетельства были найдены в переписке VIII века между зороастрийцами Туркабада и персами, проживавшими в Индии.
Однако раскопки «башни молчания» в Туркабаде и обилие в ней костных останков указывают на то, что в XIII веке зороастрийское сообщество провинции Йезд, несмотря на все трудности «вытесненной» религии, оставалось значительным и имело возможность соблюдать древние обряды. К слову, в наши дни количество приверженцев зороастризма в Иране, по разным данным, колеблется от 25 до 100 тысяч человек, большинство из них сосредоточено в традиционных центрах зороастризма, провинциях Йезд и Керман, а также в Тегеране. Во всем мире насчитывается около двух миллионов зороастрийцев.
Соответственно, сохранилась и традиция «небесных погребений». Парсы в индийском Мумбаи и в пакистанском Карачи, вопреки многочисленным сложностям, до сих пор используют «башни молчания». Любопытно, что в Индии основная проблема не религиозная или политическая, а экологическая: в последние годы в этом регионе катастрофически сократилась популяция птиц-падальщиков, их осталось около 0,01% от естественного количества. Дошло до того, что парсы создают питомники для разведения падальщиков и устанавливают на башнях солнечные рефлекторы – для ускорения процесса разложения плоти...
Люди, живущие по древнейшему религиозному кодексу по меньшей мере 2500 лет, вызывают уважение. Тем неожиданнее выглядит последнее из коротких заявлений руководителя раскопок в Туркабаде. «Согласно нашим исследованиям, традиция оставлять трупы для поедания плоти падальщиками не столько зороастрийская, сколько древнеиранская», — сказал Мехди Рахбар. Возможно, он выразился более развернуто, но именно в таком кратком виде цитата попала в иранские СМИ.
Тот случай (впрочем, нередкий), когда слова ученого поймут только те, кто и так в теме. Речь идет о давно известной проблеме, которую мы упомянули в начале статьи: несмотря на то, что зороастризм сохранился до наших дней в виде вполне живой религии, история его зарождения и развития все еще недостаточно изучена и остается во многом спорной.
Практика экскарнации (отделения мертвой плоти от костей) действительно очень древняя и был замечена во многих культурах по всему миру – от Турции (древнейший храмовый комплекс Гёбекли-Тепе, протогород Чатал-Хююк) и Иордании («путешествиям» местных покойников мы посвятили отдельный материал) до Испании (кельтские племена ареваков). Экскарнацию практиковали индейские племена Северной и Южной Америки, есть упоминания о подобных ритуалах на Кавказе (Страбон, «География», книга XI) и среди древних финно-угорских племен, широко известны «небесные погребения» Тибета – иными словами, это явление существовало практически повсеместно в разных культурах и в разные эпохи.
Зороастрийцы довели этот обряд до «совершенства» и сохранили до наших дней. Однако ученые располагают ограниченным набором данных по его истории в Персии, и эти данные – письменные источники, изображения, результаты раскопок – довольно давно известны, и серьезных прорывов тоже не было довольно давно. Поскольку на тему зороастрийских обрядов сломано немало копий и написано множество исследований, в том числе и на русском языке, приведем лишь некоторые факты, «смущающие» ученых.
Существовавшую в Персии традицию выставлять трупы на растерзание падальщикам впервые описал греческий историк Геродот в середине V века до нашей эры. При этом ни Заратустру, ни его учение Геродот не упоминает. Хотя известно, что немногим ранее, в конце VI века до нашей эры, зороастризм начал активно распространяться в Персии при Дарии I Великом, знаменитом царе из династии Ахеменидов. Зато Геродот недвусмысленно говорит о тех, кто в то время практиковал обряд экскарнации.
«… Сведения о погребальных обрядах и обычаях персы передают как тайну. Лишь глухо сообщается, что труп перса предают погребению только после того, как его растерзают хищные птицы или собаки. Впрочем, я достоверно знаю, что маги соблюдают этот обычай. Они ведь делают это совершенно открыто. Во всяком случае персы предают земле тело покойника, покрытое воском. Маги в значительной степени отличаются [одним своим обычаем] как от остальных людей, так особенно от египетских жрецов. Последние полагают свою обрядовую чистоту в том, что не убивают ни одного живого существа, кроме жертвенных животных. Маги же собственноручно убивают всех животных, кроме собаки и человека». – Геродот, «История», книга I, глава 140. Перевод Г. А. Стратановского
Маги – мидийское племя, из которого впоследствии образовалась зороастрийская жреческая каста. Память о них, давно оторванная от корней, сохранилась по сей день – например, в слове «магия» и в евангельском предании о мудрецах с Востока, пришедших поклониться младенцу Иисусу: знаменитый сюжет о поклонении волхвов или, в первоисточнике, магов.
По мнению некоторых ученых, обычай магов оставлять трупы на растерзание зверям восходит к погребальным обычаям каспиев – описание сходной практики есть у Страбона:
«Каспийцы умерщвляют голодной смертью людей, которым за 70 лет, и выбрасывают их трупы в пустынные места; затем они наблюдают издали: если увидят, что птицы стаскивают трупы с носилок, то считают покойников блаженными, если же дикие звери и собаки — то менее блаженными; если трупы никто не утащит, то считают их несчастными». – Страбон, «География», книга XI. Перевод Г. А. Стратановского
Однако персидские цари – Ахемениды, симпатизировавшие зороастризму, их преемники Аршакиды и Сасаниды, при которых зороастризм из доминирующей религии превратился в государственную – предписанного Заратустрой обряда экскарнации очевидно не придерживались. Тела царей бальзамировали (покрывали воском) и оставляли в саркофагах в скальных или каменных склепах – таковы царские гробницы в Накше-Рустам и Пасаргадах. Обмазывание тела покойника воском, о котором упоминает и Геродот, — не зороастрийский, а более древний вавилонский обычай, принятый в Персии.
«Предписаний для такого похоронного обряда нет ни в Авесте, ни в литературе на пехлеви, напротив, о гробах для мертвых там всегда говорится с безусловным осуждением. Поэтому можно только предположить, что отказ Ахеменидов от обычая выставлять трупы явился прецедентом для царей, которые стали с тех пор рассматривать себя как неподвластных этому частному религиозному закону». – М.В.Мельников, «Зороастризм в Ахеменидском Иране: проблемы и особенности распространения религиозного учения».
Судя по косвенным сведениям, Заратустра был похоронен так же: его бренную плоть не отдали на растерзание птицам и собакам, а покрыли тело воском и положили в каменный саркофаг.
Археологические находки также не дают однозначного ответа на вопрос, когда именно зороастрийский обряд экскарнации «прижился» в Персии. И на западе, и на востоке Ирана исследователи уже находили оссуарии V-IV веков до нашей эры – это говорит о том, что в то время существовала практика захоронения «очищенных» от плоти костей, но каким образом это происходило, путем ритуальной экскарнации или нет, определить пока не удалось. При этом, судя по другим археологическим находкам, параллельно практиковалось захоронение тел, покрытых воском – ученые обнаружили несколько таких курганных погребений.
Пока лишь более-менее точно установлено, что «башни молчания» являются довольно поздним изобретением – описание соответствующих ритуалов относится к эпохе Сасанидов (III – VII века нашей эры), а записи о сооружении башен-дахма появляются только в начале IX века.
Все вышенаписанное – лишь краткое пояснение одной фразы Мехди Рахбара, процитированной иранскими СМИ: «Согласно нашим исследованиям, традиция оставлять трупы для поедания плоти падальщиками не столько зороастрийская, сколько древнеиранская».
Если Рахбар не намекает на некие новые данные, полученные во время раскопок последних лет, то его замечание можно расценить как констатацию того факта, что со времени публикации канонического труда Мэри Бойс «Зороастрийцы. Верования и обычаи» в 1979 году, по большому счету, мало что изменилось.
«Зороастризм среди живых религий наиболее труден для изучения. Это объясняется его древностью, теми злоключениями, которые ему пришлось испытать, и утратой многих священных текстов», – написала Бойс в предисловии к своей книге, и эти слова пока остаются своеобразным пророчеством: несмотря на все достижения современной науки, зороастризм по-прежнему «труден для изучения».
Раскопки ранее неизвестной средневековой башни молчания в Туркабаде дают ученым надежду узнать что-то новое об истории этой удивительной веры.