Современные дайверы – как настоящие "тимуровцы": уже не в первый раз они помогают археологам делать удивительные открытия, не требуя взамен ни славы, ни денег. Больше ста лет назад простые ныряльщики сделали находку, положившую начало подводной археологии. Недавно, благодаря сознательным дайверам, в гавани Кесарии (Израиль) было найдено древнеримское судно с ценным грузом. Так же, благодаря дайверам, в прошлом году началась невероятная череда открытий в водах архипелага Фурни, конца которой пока не видно.
В прошлом году греческому археологу Георгию Кутсуфлакису (George Koutsouflakis) позвонил житель островов Фурни на востоке Эгейского моря. Фурни – карликовый архипелаг из 13 клочков суши, таких маленьких, что не все из них нанесены на карту. Зато там отличные условия для погружений и рыбалки на копье, чем позвонивший и занимался много лет. За эти годы дайвер не раз замечал в чистейших прибрежных водах скопления глиняных амфор, и даже нарисовал карту находок – по ней выходило, что у берегов Фурни покоится не меньше 40 судов, эти амфоры перевозивших.
Вольный рыбак обратился по адресу. Археолог Кутсуфлакис уже не раз слышал рассказы о затонувших кораблях в районе этого архипелага. Уже в сентябре 2015 года к Фурни направилась совместная греко-американская археологическая экспедиция.
Результаты прошлогодних исследований стали сенсацией: всего за пару недель археологи обнаружили останки 22 кораблей – своеобразный мировой рекорд. Но это было только начало. В июне 2016-го поиски продолжились, и прошлогодний рекорд не устоял: "улов" этого года – еще 23 судна. Итого – 45 кораблей меньше чем за год, причем археологи обследовали лишь треть прибрежных вод островов Фурни. Так сознательность местного дайвера помогла обнаружить крупнейшее в мире кладбище древних кораблей.
Практически возле каждого средиземноморского острова можно найти затонувшие суда, но обычно их количество не превышает 3-4. Сорок пять кораблей разных эпох, безвременно упокоившихся на морском дне возле Фурни – невероятная находка, фактически это 20% от всех известных на сегодняшний день мест кораблекрушений в территориальных водах Греции. И, повторимся, это не предел – ученые собираются продолжить поиски в акватории островов.
"Фурни не перестает нас удивлять", – сказал в интервью LiveScience морской археолог Питер Кэмпбелл (Peter Campbell), представитель RPM Nautical Foundation и руководитель проекта с американской стороны. Он считает, что необычное скопление погибших кораблей объясняется популярностью Фурни в прошлом, когда морские торговые пути пролегали по иным маршрутам. "Вообще-то Фурни очень безопасное место. Повышенные риски и количество крушений скорее обусловлены высоким "трафиком" судов в здешних водах в определенные исторические периоды", – говорит Кэмпбелл.
Иными словами, Фурни периодически напоминал транспортный узел с ограниченной пропускной способностью, из-за чего – как на современных дорогах – в моменты высокой нагрузки резко повышалась аварийность.
В прошлом это обстоятельство никого не останавливало. По разнообразию затонувших возле Фурни судов можно изучать историю мореплавания за последние 2500 лет. Самый древний из найденных кораблей относится к 525 году до нашей эры, самый "новый" — к началу XIX века. Между ними – невезучие представители всех времен и народов: классического периода (480 — 323 гг. до нашей эры), эллинистического периода (323 год до нашей эры – 31 год нашей эры), позднего римского периода (300 — 600 годы), Средневековья (500 — 1500 годы)… Датировку и происхождение груза неплохо подсказывает керамика, поэтому с каждого места крушения были подняты образцы груза – амфоры, горшки, миски, светильники… В некоторых случаях керамику можно было идентифицировать практически мгновенно – например, это касается амфор, изготовленных на греческом острове Кос в 331 — 323 годах до нашей эры. Но и другие находки не вызвали особых затруднений, география грузов широчайшая: Самос, Патмос, Кипр, Малая Азия, материковая Греция, Египет, Рим, Испания и даже Северная Африка.
Археологи Кэмпбелл и Кутсуфлакис работают в тесном партнерстве с греческой Инспекцией подводных древностей. Всем очевидно, что исследования растянутся не на один год. Пока было решено зарегистрировать и подробно описать места крушений, взять образцы артефактов с каждого корабля, но основные объекты не трогать.
По словам Кутсуфлакиса, "невероятное разнообразие грузов и большое количество кораблей, перевозивших товары не-эгейского происхождения, указывает на то, что в древности Фурни играл ключевую роль в морской торговле, его значимость выходила далеко за пределы ближайшего региона. Архипелаг мог служить своеобразным хабом посреди очень разветвленной сети морских перевозок".
В отличие от острова Делос, где совсем недавно были обнаружены останки семи древних кораблей, на островах Фурни никогда не было ни знаменитых святилищ, ни больших поселений. Архипелаг был известен мореплавателям благодаря обилию естественных бухт и гаваней, где можно было остановиться на отдых или укрыться от шторма.
Корабли вставали на якорь в естественных бухтах, защищенных от северо-западных ветров, обычных для Фурни. Но когда на острова внезапно налетал шторм с юга, суда оказывались в ловушке. Если команда не успевала развернуть корабль, катастрофа была почти неминуема, считает Кэмпбелл. Судя по расположению артефактов (деревянные корпуса практически не сохранились), многие суда возле Фурни погибли именно так – разбившись о подводные рифы или о прибрежные скалы: "Корабли несло прямо на скалы, где сила стихий разбивала их в щепки. Груды керамики, которые мы находим, передают картину страшного столкновения – нагромождение амфор, каскадом сползающих вниз…".
Опасность для кораблей представляли не только жестокие бури, но и морские разбойники – которые тоже ценили удобное расположение архипелага и в разные эпохи обустраивали на Фурни свое "логово". Издание National Geographic сообщает любопытную подробность: местный дайвер Манос Митикас, вызвавший археологов, официально является потомком пиратов. Митикас с гордостью показал ученым и журналистам историческую запись о том, что его прапрадедушка был казнен в 1869 году за преступления на море. "Не волнуйтесь, все это было давным-давно, сам-то я хороший парень", — успокоил присутствующих добропорядочный гражданин и сознательный дайвер Манос Митикас.
Максимальная глубина, на которую до сих пор погружались исследователи, – 65 метров. Но Кэмпбелл считает, что в поисках затонувших кораблей стоит спуститься еще ниже: на следующем этапе проекта археологи собираются задействовать дистанционно управляемый подводный аппарат. Однако пока наиболее результативными оказались не высокие технологии, а самые что ни на есть примитивные: разговоры с местными, которые всю жизнь рыбачат на островах и знают эти воды как свои пять пальцев.
Вопреки ожиданиям, жители Фурни активно помогают археологам в поисках. Дело в том, что греческие законы запрещают работать (в данном случае – рыбачить) в зоне выявленного археологического памятника. Когда таких "памятников" уже 45 и конца им не видно, конфликт интересов представляется неизбежным: если объявить акваторию Фурни охранной зоной, то местные рыбаки просто лишатся заработка. Георгий Кутсуфлакис смог договориться с Инспекцией подводных древностей – сейчас количество запретных участков уменьшилось до приемлемого, а благодарные жители с готовностью идут на сотрудничество.
Простые рыбаки, ныряльщики и охотники за губками проявляют удивительную сознательность и понимание высших интересов. Они очень хотят, чтобы на островах появился современный музей подводной археологии, причем дело не только в туристах. Фурни с населением 1200 человек – карликовый архипелаг из богом забытых островов, таких маленьких, что не все из них нанесены на карту. Многие греки не знали о его существовании, зато теперь Фурни прославился на весь мир своей уникальностью и, что еще важнее, обрел некогда утерянную историческую идентичность.
Мэр Фурни Джон Марусис говорит так: "Фурни долго оставался в тени крупных соседних островов, Самоса и Икарии. Самос славен своими винами и одним великим уроженцем, Пифагором. Икария известна как остров долгожителей, а еще у них есть миф об Икаре. Зато у Фурни теперь есть кладбище затонувших кораблей. Не мифических, настоящих".
Археологи согласны с тем, что Фурни может – и должен – стать центром подводной археологии Средиземноморья. "Мы совсем не хотим остаться в памяти как один из тех проектов, когда на место приезжает кучка иностранцев, быстренько находит ценные артефакты и увозит их в Афины. Мы искренне поддерживаем местных жителей в их стремлении основать на Фурни морской музей мирового уровня", — сказал Питер Кэмпбелл.
Пока никто не знает, когда это случится: работы по исследованию акватории Фурни могут растянуться на годы, а полноценные подводные раскопки даже не начались.