Несколько лет назад Давиде Лаццери, врач римской клиники Вилла Салариа, заинтересовался состоянием здоровья своего великого соотечественника, Микеланджело Буонарроти. Не проблема, что художник умер в 1564 году – при современном развитии технологий диагноз можно было бы поставить по сохранившимся останкам. Вот только представители церкви, конкретно базилики Санта Кроче во Флоренции, где покоится прах Микеланджело, категорически против каких бы то ни было манипуляций с телом.
На этот случай у доктора Лаццери и его коллег имелся "план Б". Для диагностики они использовали портреты Микеланджело, написанные его современниками, а также изучили переписку художника с племянником, Лионардо ди Буонаррото Симони, содержащую многочисленные жалобы "пациента" на здоровье. Итогом такого заочного осмотра стала научно-популярная статья в журнале Королевского медицинского общества (Journal of the Royal Society of Medicine).
В основу исследования легли три портрета Микеланджело, два из которых прижизненные. Первый, кисти Якопино дель Конте, был написан в 1535 году, когда Мастеру было уже за 60.
Второй в 1544 году создал Даниэле Риччарелли (больше известный как да Вольтерра), один из друзей Микеланджело. Портрет работы Риччарелли, по сути, является копией картины дель Конте. Третий портрет принадлежит кисти Помпео Каччини и был создан через 36 лет после смерти Микеланджело.
И портреты, и жалобы художника в переписке с племянником указывают на то, что Микеланджело страдал от какой-то болезни суставов. Сам Микеланджело определяет её как подагру – но в то время подагрой называли многие патологии, по симптомам схожие с артритом. Помимо "подагры", Микеланджело страдал от почечнокаменной болезни – он не раз описывал племяннику и мучительный выход камней, и острые почечные колики.
Интересно, что от камней в почках Микеланджело, по всей видимости, избавился в 1549 году. Следуя рекомендациям врача Маттео Реальдо Коломбо, художник ежедневно пил минеральную воду из источника Витербо. Помогло. Во всяком случае, жалобы прекратились.
Свой подагрический артрит Микеланджело описывал как "жестокую боль" в ноге. Сохранилось изображение этой больной ноги: на фреске "Афинская школа" Рафаэль придал философу Гераклиту Эфесскому портретное сходство с Микеланджело. Правое колено философа деформировано и имеет характерные "шишки", но без явных признаков воспаления суставов, подчеркивают современные медики.
Ранее несколько исследователей отмечали у Микеланджело симптомы сатурнизма – отравления свинцом. Свинец мог содержаться и в красках, и в растворителях, и в обычном вине, которое держали в свинцовых ёмкостях. Известно, что во время росписи Сикстинской капеллы Микеланджело страдал от нистагма, головокружений и потери равновесия. Эти симптомы могли быть вызваны как свинцовым отравлением, так и обычным переутомлением или напряжённой работой глаз при тусклом свете. То же касается депрессии – в письмах Микеланджело не раз упоминает своё подавленное состояние.
Психологические расстройства Микеланджело не входили в область интересов итальянских медиков, однако они отметили, что не согласны с выводами других исследователей о наличии у Микеланджело синдрома Аспергера или аутизма. Хотя известно, что художник вёл образ жизни, совершенно не соответствующий его социальному и финансовому положению, он был одержим работой, не стремился к общению, а биограф Джорджо Вазари упоминает его многочисленные "чудачества и странности".
Впрочем, Давиде Лаццери и его коллеги использовали письменные свидетельства лишь в качестве дополнительного источника, а основную диагностику провели по портретам. Особо их заинтересовали руки Микеланджело – главный рабочий инструмент человека, признанного гением ещё при жизни.
Все три портрета показывают Микеланджело в возрасте 60-65 лет и отображают постепенный процесс его старения. На всех хорошо прописана левая рука великого художника и скульптора — современные искусствоведы трактуют это как намек на "леворукость" Микеланджело. Лаццери также считает, что Микеланджело был левшой.
На первом портрете, принадлежащем кисти Якопино дель Конте, Микеланджело выглядит старше своих лет, у него измождённый вид, а суставы левой руки явно деформированы. На более поздних портретах деформация сохраняется. По мнению Лаццери, она вызвана дегенеративными изменениями невоспалительного характера, что соответствует современному диагнозу остеоартроз. Развитие болезни, безусловно, усугублялось продолжительной работой с камнем. На более ранних изображениях Микеланджело – в образе Гераклита Эфесского на уже упоминавшейся фреске Рафаэля и в образе Святого Варфоломея в Сикстинской капелле – руки мастера не имеют явных признаков деформации.
Диагноз "подагра", который поставил себе Микеланджело, Лаццери отверг как несостоятельный. Подагрический артрит не мог быть причиной болей в суставах, в основном из-за отсутствия следов воспаления и узлов (тофусов) на кончиках пальцев, характерных для подагры. Скорее всего, страдания великого мастера эпохи Возрождения были связаны с дегенеративными изменениями в мелких суставах рук, что соответствует картине остеоартроза.
Особенно мучительными были последние 15 лет жизни Микеланджело. Тем не менее, несмотря на постоянные проблемы со здоровьем, гений дожил до весьма преклонного возраста – и по меркам эпохи Возрождения, и по современным.
Микеланджело скончался в возрасте 88 лет. За шесть дней до смерти, превозмогая мучительную боль, он продолжал работать молотком и резцом над своим последним шедевром, Пьетой Ронданини. Эта скульптура так и осталась незаконченной. При этом известно, что в последние годы жизни Микеланджело даже не мог взять в руки перо, так сильно болели руки. Письма за него писали помощники, он только ставил свою подпись.
С одной стороны, этот эпизод многое говорит о личности Микеланджело, о силе его духа и одержимости работой до последнего вздоха. С другой – косвенно подтверждает диагноз, поставленный Лаццери. Сначала напряжённая работа усугубила проблемы Микеланджело с руками, позже она помогла максимально долго поддерживать их частичную функциональность. Дозированная нагрузка на сустав, чередование движения и отдыха, поддержание двигательной активности, несмотря на болезненные ощущения, — именно такие рекомендации являются частью современной методики лечения остеоартроза.