У берегов Англии найдена немецкая "субмарина-призрак" U-31

Обследование немецкой субмарины U-31 в Северном море. Кадр из видео Lamlash Northsea Diving

Обследование немецкой субмарины U-31 в Северном море. Кадр из видео Lamlash Northsea Diving
Кадр из видео Lamlash Northsea Diving

Деталь корпуса субмарины U-31. Кадр из видео Lamlash Northsea Diving

Деталь корпуса субмарины U-31. Кадр из видео Lamlash Northsea Diving
Кадр из видео Lamlash Northsea Diving

Немецкая субмарина типа U-31. На фото √ подлодка U-38. Фото Wikimedia Commons

Немецкая субмарина типа U-31. На фото √ подлодка U-38. Фото Wikimedia Commons
Wikipedia

Обследование немецкой субмарины U-31 в Северном море. Кадр из видео Lamlash Northsea Diving
Деталь корпуса субмарины U-31. Кадр из видео Lamlash Northsea Diving
Немецкая субмарина типа U-31. На фото √ подлодка U-38. Фото Wikimedia Commons
При разведке морского дна у берегов Восточной Англии была найден неизвестный объект, оказавшийся легендарной немецкой "подлодкой-призраком" U-31.

Остов неизвестного судна был обнаружен совершенно случайно у берегов Восточной Англии. Его нашли не археологи, а специалисты по строительству прибрежных ветряных электростанций компании Scottish Power Renewables (SPR) и Vattenfall. В январе 2016 года они и опубликовали пресс-релиз об окончательной идентификации находки.

SPR и Vattenfall занимались обследованием дна в Северном море у побережья Норфолка и Саффолка. Для установки ветрогенераторов в море требуется точная информация о состоянии морского дна, поэтому в распоряжении специалистов было передовое гидролокационное оборудование и карты с указанием местонахождения затонувших судов.

Вид прибрежной ветровой электростанции (Миддельгрюнден, Дания). Фото Wikimedia Commons

За время работ на этом участке Северного моря было найдено больше 60 обломков различных судов, но все эти находки были "плановыми", тогда как обнаружение в 90 километрах от берега неизвестной субмарины, не отмеченной ни на одной карте, стало для всех полной неожиданностью. "Наша команда знала, что на дне будет много разных обломков, но такого открытия мы совершенно не ожидали, это было очень интересно", — сказал Чарли Джордан (Charlie Jordan), руководитель проектов SPR в Восточной Англии.

Неизвестная субмарина была найдена в сентябре 2012 года, ее идентификация заняла больше трех лет. Сначала возникло подозрение, что субмарина голландская: в исследовании морского дна принимали участие специалисты голландской компании Fugro, они и сообщили британцам, что Королевские ВМС Нидерландов уже много лет ищут одну голландскую подлодку, пропавшую без вести во время Второй мировой войны.

"Мы постарались как можно скорее связаться с ВМС Нидерландов, чтобы выяснить, не та ли это подлодка, которую они так долго искали. Может, мы наконец раскрыли тайну?", — рассказал Энди Пейн (Andy Paine), директор проектов Vattenfall в Восточной Англии.

Обмеры субмарины с помощью гидролокатора дали следующие результаты: длина – 57,6 метра, ширина — 4,1 метра, высота – 4,6 метра. Носовая часть подлодки ориентирована на юг. Однако в носовой и кормовой части имеются сильные повреждения, так что изначально подлодка была длиннее – судя по обломкам рядом с корпусом, специалисты предположили, что ее длина была больше 60, но меньше 70 метров.

ВМС Нидерландов начали собственное расследование, чтобы определить, является ли находка голландской субмариной O13, пропавшей без вести в июне 1940 года во время боевого патрулирования между Данией и Норвегией.

Подводные съемки, сделанные дайверами Королевских ВМС Нидерландов, дали четкое изображение рубки и верхней палубы субмарины. По ним специалисты определили немецкое происхождение подлодки.

Изучив немецкие чертежи, военные историки пришли к выводу, что на дне Северного моря лежит германская субмарина типа U-31 времен Первой мировой войны. Но какая из них? Судя по базе данных, в этой части Северного моря пропали две немецкие подлодки — U-31 и U-34. Причем за эти годы судьба обеих успела обрасти слухами и домыслами.

Немецкая субмарина типа U-31. На фото – подлодка U-38. Фото Wikimedia Commons

Например, долгое время считалось, что U-34 была потоплена в районе Гибралтара (эта информация даже содержится в соответствующей статье Википедии), а подлодка U-31 стала известна как "субмарина-призрак", гибель которой представляли как одну из необъяснимых загадок в духе ужастиков. Рассказывали, что британцы обнаружили подлодку на берегу, а затем перед "очевидцами" предстала страшная картина: экипаж субмарины составляли мертвецы. Есть даже запись этой легенды: "В задраенных по-боевому отсеках несли вахту мертвые матросы. Мертвый штурман, будто задремав, склонил голову на прокладочный стол. В своей каюте сидел с книгой в руках мертвый обер-лейтенант Людвиг фон Вахендорф. Это была U-31, пропавшая без вести полгода назад. Механизмы ее были в совершенной исправности. Корпус цел. Торпеды на месте. Кладовые полны… Экипаж — мертв".

Любители подобных загадок будут разочарованы. Специалисты наконец определили, что найденная субмарина – та самая U-31. Легкое разочарование испытали и ВМС Нидерландов – подлодка оказалась не О13, которую они так надеялись найти. Тем не менее, голландцы продолжили изучение подлодки до ее полной идентификации.

Выводы специалистов озвучил морской археолог Марк Данкли (Mark Dunkley): "Подлодка U-31 была построена по заказу Императорских ВМС Германии и введена в эксплуатацию в сентябре 1914 года. 13 января 1915-го она направилась на северо-запад от Вильгельмсхафена [главной базы ВМС Германии во время Первой и Второй мировой войн – прим. ред.] на боевое патрулирование и пропала. Мы полагаем, что U-31 подорвалась на мине возле восточного побережья Англии и затонула. Весь экипаж в составе 31 человека, из них 4 офицера, погиб".

U-31 была первой из 11 подлодок типа U-31, построенных в Германии в 1912-1915 годах. Восемь из них затонули во время выполнения боевых заданий, три сдались и после войны были уничтожены. Из затонувших подлодок была неизвестна судьба лишь двух — U-31 и U-34. Теперь тайна гибели U-31 разгадана.

Немецкая субмарина лежит на глубине всего 30 метров в 90 километрах от берегов Восточной Англии. Отныне она считается официальным воинским захоронением и, по существующим законам, должна покоиться на месте своей гибели. Компании ScottishPower Renewables и Vattenfall продолжат разработку проекта прибрежной ветряной электростанции, но строительство пойдет в обход этой зоны.