Искусственный интеллект, виртуальная, дополненная и прочие варианты ненастоящих реальностей, беспилотные автомобили, которые оказались реальнее, чем ожидалось — главные технологические тренды 2017 года у Павла Кушелева в итоговом выпуске программы Вести.net.
Привет планета, это программа Вести.net околоновогодняя и не просто итоговая, а с претензией на то, что мы охватим все тренды 2017-го года. Уместить это в 20 минут эфирного времени, конечно, невозможно, поэтому покажем что можем, а также то, что нам нравится больше.
Конечно, по уровню шума 2017-й год надо было бы назвать криптовалютным, но технологического во всей этой активности мало, зато очень много спекулятивного. Посмотрим, к чему криптолихорадка приведет, а начнем мы программу вот с чего. 2017-й уже окрестили годом искусственного интеллекта, как теперь называют разнообразные формы машинного обучения. Отрасль эта огромная и потому мы почти случайно понадергали примеров, как этот самый искусственный интеллект проявлял себя и проявлять будет.
Искусственный интеллект теперь может за нас отвечать на электронные письма. Но что если сообщение тоже прислал робот, и приведет ли к чему-нибудь логичному такой диалог? Звучит это довольно странно, но да. И такой сценарий рассматривается, более того ничего страшного в нем разработчики не видят и в какой-то мере стремятся именно к такому варианту.
Но обо всем по порядку. Почта Mail.Ru научилась самостоятельно создавать ответы на письма. Сервис автоматических "умных" ответов уже запущен в мобильном приложении почты для iOS и Android. Подсказки работают на базе нейронных сетей, которые анализируют входящее письмо и предлагают подходящие по смыслу варианты ответа.
Компания Google рассказала о достижениях проекта AutoML, направленного на то, чтобы научить искусственный интеллект помогать в создании других нейросетей. Система показала рекордную эффективность в распознавании объектов на видео в режиме реального времени — она верно угадывала предметы в 82,7% случаев. При этом настраивал, корректировал алгоритмы машинного обучения и оценивал результаты не человек, а другая нейросеть. Впоследствии разработка Google позволит ИИ воссоздавать самого себя, подстраиваясь под решения конкретных задач.
Наверное, не главное, но самое фантастическое и вместе с тем реальное применение искусственного интеллекта — беспилотные машины. Вроде бы в кино еще не договорились, что машина должна научиться делать раньше — летать или обходиться без водителя, а вот эти штуки уже кое-где на дорогах встречаются. Даже в Москве.
Корейские автомобили обзаведутся виртуальными помощниками. "Умный" ассистент появится уже в начале следующего года на одной из моделей в качестве тестового образца. А уже через год, то есть в 2019 корейцы планируют оснащать им все новые модели автомобилей.
Персональный ассистент – это все же помощник, а не полноценный искусственный интеллект и сможет предугадывать потребности водителя, контролировать состояние автомобиля и связываться с "умным" домом, то есть можно будет прямо из машины попросить включить свет в комнате, или например стиральную машину или микроволновку, и пока вы едете приготовится ужин.
Робот-автопилот и человек-водитель одинаково эффективны на дороге. Таковы итоги серии экспериментов, которые провела компания Cognitive Technologies, она известна в России работой над беспилотными тракторами и КамАЗами.
Исследование, не претендующее впрочем на академическую точность, говорит о приблизительно одинаковых возможностях человека и машины на текущий момент, с одной оговоркой. Полученный результат для искусственного интеллекта на данном этапе – потолок, а люди по природе своей более универсальны и способны на большее.
А теперь к главным двухбуквенным словечкам даже не года — трех, наверное, последних лет — VR и AR. Мы под них целый блок отвели.
VR-уроки химии от проекта с русскими корнями MEL Science появятся в американских и английских школах. MEL Science начинался с набора юного химика XXI века для проведения разнообразных опытов, но с добавлением интерактивных пособий в мобильном приложении и погружении в структуру изучаемого материала с помощью очков виртуальной реальности Google Cardboard.
У проекта российские корни. Его придумал и реализовал Василий Филиппов, бывший технический директор компании SPB Software, которую пять лет назад купил "Яндекс". И тогда, на самом старте было понятно, что проект яркий и очень нестандартный. Но главные сомнения вызывало принятие такого формата.
Абраш в каком-то смысле легенда программирования вообще, и игрового в частности, и известен за свою способность мыслить нестандартно. В его понимании будущее VR лежит в устройствах, которые так или иначе сейчас называют устройствами дополненной реальности, потому что непрозрачные, слепые маски по образцу VR-шлемов сегодняшнего дня просто невозможно носить постоянно — даже если бы внешние камеры решали бы проблемы ориентации в пространстве. Это социально неприемлемо и потому будущее за очками с прозрачными хотя бы в принципе стеклами, которые бы одновременно были компьютером, и аудио-видеоустройством с шумоподавлением, визуальными и звуковыми подсказками от какого-то цифрового ассистента и так далее. Но потребных для создания таких очков технологий пока просто нет. Однако AR оказался нужен рынку уже сейчас.
Хорошие новости – очки дополненной реальности за 2 миллиарда долларов готовы. Один из самых таинственных американских стартапов Magic Leap наконец представил свой продукт Magic Leap One. Правда не рассказал о технических характеристиках устройства или принципе его работы.
Немного истории. Компания работала над первым устройством семь лет. Это стало возможным благодаря инвестициям от таких гигантов как Alibaba, Google, Qualcomm, J.P.Morgan. Сейчас Magic Leap оценивают в шесть миллиардов долларов. Все работы группа инженеров проводила в условиях полной секретности. Первые три года было вообще неизвестно над чем работает стартап.
Потом на YouTube стали появляться очень интригующие ролики, но выяснилось, что все они были чистой анимацией, а не демонстрацией продукта.
Компания Avegant представила свой прототип очков дополненной реальности Light Field Technology. Новое устройство относится не к классу шлемов виртуальной реальности — речь идет о смешанной или дополненной реальности. Из существующих уже технологий оно ближе всего к шлему HoloLens от Microsoft. Но есть принципиальные отличия.
"Я хотел бы держать что-то прямо в руках, поднести к глазам, чтобы разглядеть все самые невероятные детали. У всех существующих устройств дополненной реальности — проблемы в проецировании виртуальных объектов. Это фундаментальная грань, которая сдерживает всю индустрию. Но мы, кажется, нашли решение", — говорит сооснователь и технический директор Avegant Эдвард Танг.
Судя по презентационному ролику, устройство делит проекцию на несколько планов по глубине, между которыми можно переводить взгляд, что создает впечатление объемной картинки. Журналист издания The Verge, описывая свой опыт после теста очков Avegant Light Field, сравнивает их с технологией в экспериментальных камерах Lytro, которые позволяют настроить фокус на фотографии после того, как они были сняты. В отличие от обычных камер, они записывают данные не только о цвете и интенсивности света, но также информацию о направлении света. Таким образом, на этапе постобработки можно менять глубину резкости в кадре как на фотографиях, так и на видео.
Дополненная реальность до сих пор была представлена на рынке в варианте шлема — гарнитурой HoloLens от Microsoft. Пару лет на горизонте маячит проект Magic Leap, но кроме обещаний в пресс-релизах и демороликов компания так и не показала никакого устройства. Возможно, у Avegant получится двинуть это направление вперед. Хотя представленный инженерный прототип гарнитуры дополненной реальности сильно уступает устройству от Microsoft.
Разработчикам еще предстоит создать трекеры, чтобы отслеживать положение человека в пространстве и конфигурацию пространства вокруг него. В HoloLens есть эта технология — она была унаследована от Kinect. Кроме того, представленный вариант пока может работать только подключенным к компьютеру, в то время как HoloLens работает самостоятельно, как отдельное устройство.
Причем понятно, что бизнес пока что-то только пробует с этой дополненной реальностью, но доходы от нее стремительно обгоняют показатели VR-технологий и к 2020 году разница эта по прогнозам составит 120 миллиардов долларов.
И еще одной темой года мы выбрали кибербезопасность. И не только из-за американской компании про взлом выборов — той самой, Russians did it, а, скорее, по совокупности факторов. Смотрите, весной 2017 года некая группировка Shadow brockers выложила в сеть украденный арсенал кибероружия Агентства нацбезопасности США. Уязвимости из этого арсенала всплыли потом в масштабной атаке шифровальщика-вымогателя Wannacry, от которого досталось всем, включая и Россию — пострадали сети МВД, "Мегафона", "Роснефти".
К концу года ответственность за эту атаку возложили на Северную Корею. Так что у нас есть первое в истории государство изгой-хакер. Лабораторию Касперского теснят из Америки, пользоваться ее антивирусом запрещено законодательно, с упоминанием названия компании — в госорганах. Но фактически Касперского выдавливают с рынка США.
И последнее: российские специалисты из Positive technologies обнаружили уязвимость в процессорах Intel последних поколений. Причем такую атаку обнаружить нельзя, потому что уязвимость найдена в прошивке сервисного чипа — это ниже уровня операционной системы, и никакие антивирусы и файрволлы ее не видят. А ведь дело касается нескольких миллионов выпущенных компьютеров.