Поставки персональных компьютеров по всему миру во втором квартале 2017-го составили 61,1 миллиона штук, сообщается в отчете аналитической компании Gartner. Это на 4,3% меньше, чем в те же месяцы 2016-го. Более того, на рынке не регистрировалось таких низких квартальных продаж с 2007-го года.
Конкуренты Gartner из IDC также зафиксировали падение рынка год-к-году, правда, менее сильное — на 3,3% до 60,5 млн штук. IDC не включает в свой отчет данные о Windows-планшетах и устройствах 2-в-1 с отделяемой клавиатурой, в то время как Gartner учитывает премиальные планшеты Microsoft Surface и их многочисленные аналоги. Таким образом, появившиеся кварталом ранее надежды на восстановление отрасли не оправдались, и продолжающийся уже не первый год тренд на снижение продаж традиционных ПК продолжился.
По мнению экспертов Gartner, причиной падения в этом квартале стал дефицит некоторых комплектующих — таких как чипы памяти, твердотельные накопители и ЖК-экраны, из-за чего цены на них выросли. Производители, не пожелавшие нести из-за этого потери и повысившие отпускные цены, сумели продать меньше устройств.
Некоторые вендоры, впрочем, укрепили свои позиции. Так, HP вернула себе лидерство, отодвинув Lenovo обратно на вторую строчку — американская фирма поставила на рынок 12,7 млн персональных компьютеров, что на 3,3% больше, чем годом ранее, и заняла 20,8% мирового рынка. Доля Lenovo сократилась до 19,9%. Как заявил в интервью The Wall Street Journal глава подразделения персональных систем HP Рон Колин, успехи связаны с фокусом на быстрорастущих сегментах рынка, таких как игровые ПК и устройства 2-в-1. Gartner отмечает, что HP растет год-к-году уже пятый квартал подряд.
Третью строчку в мировом рейтинге поставщиков ПК заняла Dell (15,6% рынка по данным Gartner, растет пятый квартал подряд, как и HP), а Apple оказалась на четвертом месте (6,9%), обойдя ASUS (6,6%) и Acer (6,3%). При этом поставки "маков", до этого уверенно противостоявшие общему тренду, также упали — на 0,4% по сравнению со вторым кварталом 2016-го.
В США, отмечают в Gartner, сильное давление на рынок ПК оказывают "хромбуки" — доступные ноутбуки с Chrome OS от Google, которые активно закупают образовательные учреждения. За 2016-й год их продажи выросли на 38%, в то время как продажи ПК сократились на 6%. По мнению ведущего аналитика Gartner Микако Китагавы, у "хромбуков" есть все шансы укрепить свои позиции, став полноценной заменой традиционным ПК. Она считает, что для этого необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры связи, удешевление мобильного трафика сотовых операторов и расширение возможностей оффлайновой работы самих устройств с Chrome OS.