Вести.net: как "Яндекс.Навигатор" найдет свободную парковку

Не только доехать, но еще и припарковаться. Автомобильная навигация от "Яндекса" теперь помогает найти и место стоянки. Что, как выяснилось, очень не просто. Программа Вести.net о роли искусственного интеллекта в решении автомобильного вопроса. 

Не только доехать, но еще и припарковаться. Автомобильная навигация от "Яндекса" теперь помогает найти и место стоянки. Что, как выяснилось, очень не просто. Программа Вести.net о роли искусственного интеллекта в решении автомобильного вопроса. 

"Яндекс.Навигатор" научился отображать свободные места на городских парковках. Теперь любой водитель может проложить маршрут прямо до свободного парковочного места. Новая функция "Навигатора" запустилась в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Стамбуле. В будущем она заработает и в других городах.  

В компании новую функцию "Навигатора" называют логическим продолжением сервиса "Яндекс.Пробки". Она также позволяет водителю экономить своё время, заранее предлагая ему удобное место для стоянки автомобиля. 

Свободные парковочные места будут выделяться на карте специальной меткой. По нажатию на неё "Навигатор" предложит проложить к ней маршрут. Однако, сегодня такая метка отображается совсем недолго, в течение всего пяти минут. По словам создателей приложения, это обусловлено тем, что за этот короткий временной промежуток стоянку в любом случае успевают занять. 

Для решения этой задачи "Яндексу" пришлось своими силами изобретать метод обнаружения свободных парковочных мест. В Москве "Яндекс" получает данные об автомобильных стоянках из первых рук. Точнее - из приложения "Яндекс.Парковки", через которое можно оплатить парковку. Однако в других городах этот сервис не работает, поэтому компании пришлось разработать новое решение, в основу которого легли модные сегодня алгоритмы машинного обучения. 

Леонид Александров, руководитель "Яндекс.Навигатор":

Мы получаем от платформы знание, что меняется поведение человека. Он был в движении на каком-то транспортном средстве. В какой-то момент он остановился, и изменилось его поведение, он стал пешеходом. Мы это запомнили. Потом этот же человек вернулся обратно, будучи пешеходом, сел в машину, или другое транспортное средство, и поехал дальше. Мы интерпретировали последовательность этих событий, как то, что человек сначала приехал, запарковался, а потом уехал.  

Конечно, выглядит это всё просто. Но там нам пришлось решить очень много сложных задач. Нам надо было понять, едет ли водитель на машине или на автобусе, например. Нам надо было привязывать куда-то сигналы его GPS координат, потому что они очень неточные и нам надо было знать конкретно какое место он покинул. Для этого мы применили технологию машинного обучения. Мы вычлиняем данные о том, где люди покинули парковку, и показываем их на карте. 

Информацию о перемещении пользователя "Яндекс" берет непосредственно из приложения "Навигатор". Причем, его даже не нужно запускать, программа работает в фоновом режиме и постоянно передает в "Яндекс" пользовательские данные. Как утверждают в компании, эту информацию предварительно обезличивают: то есть связать конкретного пользователя с его местоположением нельзя. Помимо этого "Яндекс" подключил к поиску свободных парковочных мест свой сервис "Яндекс.Такси" и опять же нейронную сеть.

Леонид Александров, руководитель "Яндекс.Навигатор":

Для того, чтобы сделать карту парковок у нас сейчас запущен пилотный проект с "Яндекс.Такси". Встроена наша камера, которая через компьютерное зрение определяет, что здесь есть знак парковки или запрет на парковки. Мы реагируем на эти знаки и таким образом очень быстро отслеживаем изменения в парковочном пространстве города. 

Также мы сейчас делаем проект: через камеры, направленные на парковки, мы стремимся получить достоверный сигнал о том, что место на парковке кто-то покинул. Но обеспечить камерами весь город достаточно сложно. Мы используем эти данные для улучшения алгоритма нашего машинного обучения.

Стоит заметить, что "Яндекс" не первая компания, озаботившаяся помощью пользователям в поиске места для парковки автомобиля. Правда большая часть приложений так или иначе работает с базами известных платных парковок в ограниченном количестве городов и помогает в первую очередь забронировать или оплатить место на стоянке. 

Более гибкий и универсальный подход обещает Google. В бета-версии карт и навигации появился указатель сложности найти место для парковки в конце проложенного маршрута. То есть речь не идет о навигации к свободному месту а только указание на степень загруженности парковочного пространства. Примерно как пробки. 

И так же, как и в случае с пробками, сервис пытается предложить некое решение проблемы, если парковаться совсем негде. Понять, насколько это удобно на практике или сравнить с решением от "Яндекса" пока не получится. В России не работают бета-парковки Google, а парковки "Яндекса" не работают в США.