Недавно отошедший от оперативного управления российским “Яндексом” основатель поисковика Аркадий Волож рассказал в интервью “Ведомостям” о своем видении будущего компании и конкуренции с Google. Последний, по словам Воложа, нередко прибегает в конкурентной борьбе к “хулиганским методам”.
Волож назвал в качестве одной из главных проблем, которые хочет решить как основатель “Яндекса”, выживание компании “в условиях доминирования мобильных платформ — когда наши конкуренты нас не пускают никуда”. Под конкурентами, очевидно, подразумевается Google, на чьей мобильной платформе Android работает более 80% продаваемых в мире смартфонов.
Волож признал, что “Яндекс” находится в сложной ситуации - у него нет собственной популярной операционной системы и мобильных устройств на ней, а приложения (почта, поиск, карты и т.п.) не являются уникальными. Это позволяет конкурентам запрещать производителям устройств предустановку сервисов “Яндекса” на новые смартфоны и планшеты, лишая российский поисковик новых пользователей.
По словам основателя “Яндекса”, исходно бывший открытой платформой Android становится все более закрытым, так как “все больше важных функций уходит из открытой части в закрытую — GMS (Google Mobile Services)”. Волож признает, что Google является своего рода “естественной монополией”, однако это не дает американской компании права злоупотреблять своим монопольным положением. Именно поэтому в Европе у антимонопольных органов возникли подозрения отношении крупнейшего мирового поисковика и его политики в области мобильных устройств.
Волож напомнил, что впервые Google начал конкурировать с “Яндексом” “хулиганскими методами” в 2011 году. Тогда браузер Google Chrome перестал спрашивать у российских пользователей, какой поисковик они хотели бы использовать по умолчанию. А летом 2014 года при попытке установить “Яндекс” поиском по умолчанию Chrome начал дважды предупреждать пользователей, что это может оказаться небезопасным. “Это какая-то нечестная борьба, и мы на этом потеряли долю”, - отметил основатель “Яндекса”.
Вторая часть претензий Воложа к американскому поисковику связана с политикой Google в отношении приложений “Яндекса”, предустанавливаемых на Android-смартфонах, на которые приходится все большая доля поисковых запросов. В последние месяцы Google ввел такие ограничения для производителей трубок (включая сугубо российские бренды Fly, Explay, Prestigio), которые полностью лишают их возможности предустанавливать продукты “Яндекса”. Иначе они лишатся лицензии GMS и, соответственно, таких сервисов Google как магазин Google Play, почта Gmail и т.д.
Волож отмечает, что аналогичным образом вела себя Microsoft, не позволяя предустанавливать на Windows-компьютеры конкурирующие с Internet Explorer браузеры. В Европе это закончилось штрафом и предписанием предлагать продукты конкурентов пользователю во время первого запуска операционки. “Мы хотим таких правил на рынке, чтобы все-таки у пользователя операционная система спрашивала, какое именно приложение он хочет установить”, - поясняет Волож. По его словам, если доля “Яндекса” в Android- поиске в России (сейчас - 47%) продолжит падать, компания будет готова пожаловаться в антимонопольные органы.
Волож полагает, что, возможно, “Яндексу” и другим компаниям, которые не стали мировыми платформами, стоит попробовать снова сделать Android открытым, обговорив стандарты и правила. “Чтобы любое приложение, написанное в этих стандартах, могло быть запущено на любом устройстве и попадало во все магазины приложений”, - пояснил глава Yandex N.V.
Источник: “Ведомости”