Но теперь у всех в этом смысле начинается новая жизнь. Самокаты и другие подобные средства передвижения официально внесли в ПДД. С тех, кто ими управляет, будут требовать и спрашивать – вплоть до штрафов. Что изменится в расстановке дорожных сил? Новые положения закона внимательно изучил Алексей Кнор.
Быстрые, бесшумные и маневренные. Одни называют их удобным экологичным транспортом, другие – угрозой для окружающих.
"Налетел мальчишка на самокате, прям на довольно большой скорости, ну, может, километров сорок в час, – говорит пострадавшая от наезда самокатчика Алина Бекетова. – У меня разодраны колени, левое плечо и правое вместе. В травмпункте всё обработала, всё красиво".
А вот так "красиво" закончилась поездка знаменитого танцора Мариинского театра Давида Залеева. Управляя электросамокатом на большой скорости, он зацепил прохожего, упал и потерял сознание. Из комы вышел только через две недели.
Немало случаев и со смертельным исходом. Так, в аварии с элетросамокатом – погиб известный учёный, доктор биологических наук Иван Пигарёв. Не пережила столкновения с электротранспортом и восьмидесятитрёхлетняя москвичка, которую сбил лихач на самокате.
"Двадцать второй год – на рынке России было продано порядка двухсот тридцати тысяч средств индивидуальной мобильности, причём восемьдесят пять процентов ушли на электросамокаты", – сообщила директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.
Остальные пятнадцать – это уже электроэкзотика: сигвеи, гироскутеры и моноколёса. С каждым сезоном мобильного транспорта на городских улицах становится всё больше – и никакой ответственности. До недавнего времени самокатчики приравнивались к пешеходам.
Рассекай город по своим правилам – красивый мотивирующий слоган от производителей электросамокатов. Правда, с первого марта уже не актуальный. Для пользователей средств индивидуальной мобильности – а именно такое понятие закрепили в правилах дорожного движения – теперь установлены единые ограничения.
По новым правилам СИМ – это транспортное средство, имеющее одно или несколько колёс и обязательно с двигателем. По тротуарам и пешеходным зонам разрешено движение самокатов весом до тридцати пяти килограммов. Если тяжелее – то только в крайней правой полосе проезжей части.
"Правилами установлена обязанность спешиться с СИМ, если при движении по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон, пешеходы подвергаются опасности", – поясняет начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и взаимодействия со СМИ ГУ Госавтоинспекции по Москве Анастасия Иванова.
В городе такой транспорт не должен разгоняться быстрее двадцати пяти километров в час. Большинство моделей в магазинах, по словам продавцов, соответствуют этим параметрам. И хотя есть мощные агрегаты с заявленной скоростью до семидесяти километров в час, на всех производители ставят блокировки.
– Едет двадцать километров в час, – сообщает продавец. – Больше он уже не даст? – Больше он уже не поедет.
А это – уже клиентский самокат той же модели. Его привезли на обслуживание.
– Вот он поехал быстрее. Есть то, что заложено заводом-изготовителем, а есть так называемый тюнинг, – поясняют в магазине.
Для велосипедов и велобайков правила существуют уже давно. Ездить по тротуарам они могут только в крайних случаях. Однако курьеры, рассекающие по скверам и лавирующие среди пешеходов – картина уже привычная. Правила игнорируются, и то же может случиться со средствами индивидуальной мобильности.
"Мы сейчас работаем над специальной IT-системой, которая позволит в пилотном режиме посмотреть, каким образом можно с помощью камер зафиксировать такую скорость", – обещает Алексей Митяев, заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы.
Не меняют новые поправки в ПДД и систему штрафов для водителей СИМов. Сбил пешехода или едешь пьяным – заплатишь полторы тысячи рублей. Если поймают.
"Определить виновника в случае, если это только не шеринговая компания, которая производит первичную верификацию, будет достаточно сложно, – предупреждает эксперт по безопасности на транспорте Юлия Манн. – Потому что трудно привязать средство индивидуальной мобильности персонально к человеку".
И все же лёд тронулся. Очевидно, что мобильный электроранспорт завоёвывает городские улицы. Вероятно, новые поправки – только первые шаги к безопасному взаимодействию пешеходов и самокатчиков.