Взломать оборону
К моменту начала Первой мировой технологии вооружений шагнули настолько далеко вперед со времени предыдущих крупных войн в Европе, что для победы оказались нужны не только современное стрелковое оружие, артиллерия и авиация, но и новые подходы к тактике и стратегии.
В первый же год войны стало ясно, что она затягивается: западный фронт представлял собой непрерывную линию траншей от пролива Ла-Манш до границы Швейцарии. Ни Франция с Великобританией, ни Германия не могли добиться значительного продвижения, при этом потери в живой силе были беспрецедентными в истории человечества.
Разработки бронированных боевых машин, способных передвигаться практически по любой поверхности и преодолевать траншея за траншеей многослойную оборону, Великобритания и Франция начали в 1915-м году. Ключевыми их отличиями были гусеницы, мощные силовые установки и достаточно серьезная огневая мощь.
Гусеницы позволяли машине сохранять маневренность в любую погоду, в грязи и в снегу, а также не застревать в окопах и воронках. Большая мощность – преодолевать проволочные укрепления, а вооружение в виде пушек и пулеметов – наносить противнику максимальный урон в ходе атаки.
Сухопутный корабль Его Величества
У британских военных первая такая машина создавалась под видом транспортера для воды и для секретности именовалась tank (англ. цистерна) – позднее это название стало общепринятым во многих языках мира.
Первые британские танки официально именовались по аналогии с морскими судами "Сухопутный корабль Его Величества". Модель Mark I и последующие выпускались в "мужской" и "женской" версиях. Первая была вооружена двумя 57-миллиметровыми корабельными орудиями и тремя пулеметами, вторая – шестью пулеметами. В отличие от современных танков, гусеницы поднимались выше человеческого роста, а пушки размещались по бортам в выступающих отсеках.
Британские инженеры совершенствовали конструкцию танка всю войну, а их французские коллеги впервые придумали разместить орудие в башне, вращающейся на 360 градусов. Они же решили размещать двигатель танка сзади. Именно эти особенности французского Renault FT, самого массового в Первую мировую, стали потом типичными для всех бронированных боевых машин.
"Теряли голову от ужаса"
Танкистам первой мировой не позавидуешь – двигатель Mark I не был отгорожен от кабины, и экипажу из восьми человек приходилось дышать выхлопами и топливными парами при температуре до 50 градусов. Многие не выдерживали и теряли сознание.
Такие танки британские военные получили летом 1916 года, а впервые использовали их в сентябре того же года во время битвы на Сомме. Тогда нескольким Mark I удалось прорвать первую линию обороны германской армии. Давя гусеницами проволочные ограждения и целые дома, где держали оборону немецкие пулеметчики, они расчищали путь для пехоты, поддерживая ее атаку огнем.
Хотя эти танки были далеки от совершенства, часто застревая и ломаясь, один из участников боев вспоминал: увидев 30-тонных гусеничных монстров, "немцы теряли голову от ужаса и разбегались, словно кролики".
Основной эффект действительно был скорее психологический, машины были еще слишком несовершенны. Они двигались не быстрее пешехода, тонкую броню легко пробивал не только осколок снаряда, но и разработанные немцами специальные бронебойные пули для ружей, а топливный бак мог лопнуть от любого взрыва поблизости.
Возможно, именно поэтому германские военные в Первую мировую так и не сделали на танки серьезную ставку. В то время как Британия и Франция выпустили по несколько тысяч машин, немецких A7V было сделано до конца войны всего двадцать. При этом немцы освоили и активно использовали захваченные британские Mark IV.
Решающего вклада в поражение Германии танки, имевшие тогда массу недостатков, не внесли. Но спустя всего пару десятков лет именно они стали определять исход важнейших сражений во Вторую мировую – на Курской дуге, в крупнейшем в истории танковом сражении, принимали участие более 10 000 машин.
В XXI веке расклад опять стал не в пользу бронированных "сухопутных кораблей" – по крайней мере, не в пользу их использования как главной наступательной силы. Современные армии от танков не отказываются, но не применяют их самих по себе – уж слишком это легкая цель для противника, даже если он вооружен только ручными противотанковыми гранатометами. Поэтому, например, передача Украине современных американских, британских и немецких машин принципиального значения на ход боевых действий в зоне не окажет. Современные конфликты одними танками не выигрывают.