"Яндекс.Go" и "Яндекс.Еда" будут хранить данные о пользователях

Службу аренды самокатов и заказа такси "Яндекс Go", а также "Яндекс.Еду" и "Яндекс.Лавку" включили в в реестр организаторов распространения информации.

Сервисы "Яндекса" в сфере транспорта и доставки еды теперь включены в реестр организаторов распространения информации. Что подразумевает обязанность хранить данные об активности пользователей и делиться ими с правоохранительными органами.

В поисковике сообщили, что требование включить в реестр касается службы аренды самокатов и заказа такси "Яндекс Go", а также "Яндекс.Еды" и "Яндекс.Лавки". В пресс-службе компании пояснили, что обязаны требование исполнить в соответствии с законом.

Закон этот был принят в 2016 году, а нормы, согласно которым внесённые в реестр сервисы должны хранить данные о переписке и звонках пользователей полгода и предоставлять их по запросу правоохранительных органов, вступили в силу в 2018 году. Если интернет-сервис поддерживает шифрование данных, то его владелец обязан помочь спецслужбам с расшифровкой сообщений.

Закон в том числе обязывает операторов связи и интернет-компании также на протяжении 6 месяцев хранить весь пользовательский трафик, и в течение еще большего времени хранить метаданные: информацию о том, кому и когда звонил или пересылал файлы пользователь. Некоторые сервисы "Яндекса", например поиск, "Маркет" и "Дзен" уже включены в реестр.

Всего в список Роскомнадзора входит более 300 различных онлайн-бизнесов. Если сервисы не будут соблюдать закон, им грозит блокировка в России, что и произошло с Telegram весной 2018 года: РКН официально блокировал доступ к сервису больше двух лет. В июне 2020 года ведомство объявило о том, что претензий к Telegram нет, и сняло ограничения.