Минувший год стал рекордным для игровой индустрии: число людей, которых можно назвать геймерами, к концу 2021-го превысило 3 миллиарда. А объем всего рынка компьютерных и мобильных игр оценивается в 175 миллиардов долларов.
Такие данные приводят в сегодняшнем отчете аналитики BCG. По их оценкам, рынок будет расти на 10% ежегодно. Хотя он уже достиг невероятных объемов: гейминг приносит в два раза больше денег, чем кинотеатры, музыкальные стриминги и пять самых богатых спортивных лиг вместе взятые.
И Россия оказалась в первой пятерке стран по потреблению игрового контента. Мы уверенно обогнали Японию и уступили только Соединенным Штатам, Южной Корее и Китаю. При этом, по оценке BCG (а это большая тройка консалтинговых агентств), Россию (как, кстати, и Китай) можно отнести именно к потребителям игр: у нас их разрабатывают менее активно, чем собственно, играют.
А вот по уровню разработки в топе Великобритания, США, Канада, Франция, Германия, Япония, Южная Корея и Испания. Впрочем, аналитики считают, что как раз такая ситуация создает предпосылки для развития в России собственного рынка разработки игр.
Благо, отрасль эта стремительно меняется. Сначала мобильные игры начали обходить классические по количеству пользователей и по выручке, а тут и самую консервативную часть рынка (игровые консоли и игры для них) встряхнул Microsoft, объявивший о покупке Activision Blizzard, крупнейшего разработчика, издателя культовых тайтлов вроде Call of Duty, World of Warcraft, Starcraft и прочего.
Так вот, на новостях об этом акции крупнейшего конкурента Microsoft на игровом рынке, японской Sony, упали на 13 процентов. Вероятно, инвесторы не уверены в том, что японцам будет чем быстро ответить на усиление конкурента. Дело в том, что Sony с момента выхода приставки PlayStation 3 делала ставку на серьезных геймеров и выпускала много эксклюзивов, то есть игр, которые были доступны только для ее приставки.
Microsoft же постоянно меняла стратегию для своего Xbox: сначала хотела сделать его развлекательным центром для всей семьи, затем отказалась от этой идеи, и в итоге до нынешнего момента в абсолютных цифрах проигрывает не только Sony, но даже Nintendo с ее приставкой Switch. По подсчетам аналитиков, всего продано почти 120 миллионов PlayStation 4, 90 миллионов Nintendo Switch и всего около 40 миллионов Xbox One. И в гонке приставок нового поколения Sony тоже опережает конкурента. Вдвое: 20 миллионов против 12. И это несмотря на дефицит комплектующих.
Но консольный рынок сжимается. По данным тех же BCG, их долю забирают мобильные и ПК-игры. И тут у Microsoft, который развивает не только консольное но и ПК-направление, появился шанс. Они первыми начали продвигать подписочную модель, когда за ежемесячную плату пользователь получает доступ к самым разным играм. Компания прямо говорит, что строит свой Xbox Game Pass по образу Netflix, только для игр.
Чтобы наполнить библиотеку, Microsoft за последнее время выкупила с десяток студий, которые делают сверхпопулярные проекты, и включила эти игры в подписку. Например, туда добавили Fallout и Doom. То же ждет и тайтлы Activision Blizzard. Если, конечно, регуляторы позволят Microsoft купить эту компанию.
Sony же продолжала классически вкладываться в эксклюзивные игры. Геймеры платят за них много, но уже почти треть всего игрового рынка — это онлайн-игры с их внутриигровыми покупками. Речь обо всяких ускорителях развития героя, виртуальной одежде и прочем. И вот у Activision Blizzard такие успешные проекты как раз есть. Например, та же Call of Duty.
Впрочем, Sony планирует запустить свой подписочный сервис и может купить одну или несколько студий, хотя и так по ресурсам разработки игр она по-прежнему Microsoft опережает. И тут есть еще момент, не совсем игровой. Microsoft и Activision заявляли о совместных планах строить метавселенную. А у Sony в этом плане уже большой задел. У нее есть и контент (трехмерные миры) и, главное, её VR-гарнитура — одна из самых массовых, и уже анонсирована новая версия.