Тема:

Социальные медиа 3 часа назад

Неполадки в Facebook повлияли на работу всего интернета

Сбой в настройках маршрутизации трафика Facebook стал самым крупным в истории всего интернета — в большой степени, из-за масштабов собственной корпорации Facebook. Ежедневная аудитория одной только соцсети — это без Instagram и WhatsApp — оценивается в 1,9 миллиарда человек. Когда эти пользователи при попытке посмотреть ленту новостей получили отказ, начались проблемы у глобальной системы доменных имен. Потому что компьютеры и смартфоны пользователей, получив сообщение об ошибке, продолжали стучаться дальше.

В итоге служебный трафик по всем узловым DNS-серверам в мире вырос в 30 раз. Система устояла, но доступ ко всем ресурсам стал медленнее.

Вторая проблема: часть этих почти 2 миллиардов пошли на другие сайты, и у тех начались свои проблемы. Переварить десятки миллионов дополнительных пользователей — это невероятно сложная задача, которую тоже приходится учитывать при планировании инфраструктуры сети в целом, вне зависимости от того, почему какой-то ресурс может оказаться недоступным.

Игорь Егоричев, ведущий эксперт по кибербезопасности компании "АВ Софт": "Я считаю, что должна быть интеграция, потому что когда мы говорим про автономный рунет, то в документах, если не ошибаюсь, написано, что должно быть обеспечение стойкости именно системы работы. Не говоря о том, что он должен быть изолирован, должна быть обеспечена стойкость работы. Да, это необходимо делать. Сегодняшняя история с Facebook — хорошо, что это ограничилось Facebook. Ну, может быть, у кого-нибудь упал 'умный' холодильник, перестал работать. Школьники не пошли в школу, не работает электронная платформа школы — замечательно, здорово, никто не умер. А если на это завязана какая-нибудь больница, откажет медицинское оборудование? А если упала логистика? А если начнутся сбои в системах управления авиацией? Тогда счет жертв пойдет не на десятки, а на сотни. И это уже будет не из серии 'а, подумаешь, неприятность', а уже реальный ущерб и реально погибшие люди. Поэтому да, действительно, нужно как-то работать в сторону безопасности и гарантированной защиты. Но я абсолютно не сторонник железного занавеса".

Подобные сбои, пусть и редко, но случаются. Например, у "Яндекса" в 2011 году сотрудники допустили аналогичную ошибку — ее устраняли несколько часов. Не так давно отключались глобальные системы ускорения доставки тяжелого трафика — это отразилось на работе Netflix, Uber, Twitch, в целом, каждого десятого ресурса с большим количеством контента.

Это, как правило, человеческий фактор, чья-то отдельно взятая ошибка. Но в данном случае с Facebook, возможно, что проблема глубже.

Николай Лобов, директор по развитию бизнеса компании "ВидеоМост": "Facebook, поскольку он находится всегда под давлением инвесторов, это американская компания, он предпочитает рост и прибыль в некий там ущерб безопасности и гарантированности сервисов. Собственно, с этим связаны и все поглощения, и то, что они все это интегрируют. Да, это очень серьезная угроза, когда данные находятся в облаке, когда идентификация завязана на сервисы определенной компании, когда эта компания растет и поглощает все вокруг нее находящееся. Поэтому какие-то жизненно важные, стратегические сервисы, конечно, завязывать на это несколько безответственно".

***

О превалировании интересов финансовых над прочими говорит и Фрэнсис Хауген — экс-менеджер Facebook, которая уволилась в мае этого года. Уходя, она забрала с собой несколько тысяч внутренних документов компании. И это она оказалась тем загадочным информатором, который в последнее время передавал прессе очень чувствительные для Facebook данные.

В частности, результаты внутреннего исследования, которые показывали, что Instagram пагубно влияет на подростков, усугубляя их психологические проблемы. По ее утверждению, в корпорации лишь декларировали борьбу с проявлениями агрессии, но при прочих равных делали выбор в пользу усиления вовлеченности пользователей и роста аудитории. То есть эксплуатировали чувство страха или ненависти ради прибыли.

Теперь Фрэнсис Хауген заявляет, что намерена выступить перед Конгрессом США. Есть версия, что подобный подход — в смысле доминирования финансовых интересов над прочими — имел место и в организации технической базы соцсети.

Александр Лямин, основатель и генеральный директор компании Qrator Labs: "Среди сетевых инженеров принято рассматривать сеть как два слоя: слой передачи данных и слой управления. И достаточно часто, когда компания желает оптимизировать свои услуги, эти два слоя начинают неизбежное слияние. То есть управление и передача данных осуществляются по той же самой, единой инфраструктуре. С точки зрения экономики — это прекрасная идея, с точки зрения восстановления при масштабных отказах — это идея очень плохая. Как мы можем наблюдать последние пять лет, 'Яндекс' этот урок некоторое время назад выучил, а Facebook учит прямо сейчас".