Запущен платный интернет-поисковик без рекламы и слежки

Казалось бы, доминирование Google в интернет-поиска, абсолютное в глобальном масштабе, делает неразумными любые попытки создать конкурента. У лидера рынка есть и самые продвинутые технологии, чтобы предложить пользователям наиболее качественный продукт, и достаточно способов не дать другим компаниям развернуться. Однако два бывших сотрудника Google решили рискнуть, используя небывалую для этого рынка модель монетизации.

Сридхар Рамасвами и Вивек Рагхунатхан разработали и запустили в США поисковик под названием Neeva. Он приватен — то есть обещает ни с кем не делиться данными клиентов, и не показывает им рекламу. Но за это придется заплатить.

Точнее, три месяца Neeva можно использовать бесплатно в пробном режиме, после чего стоимость ежемесячной подписки составит 5 долларов в месяц — меньше, чем у Netflix или Spotify. Помимо собственно поиска Neeva предлагает расширение для браузера, блокирующее трекеры — встроенные на сайты модули отслеживания различных рекламных систем.

Сравнение результатов поиска по запросу "Лучший матрас" в "типичном поисковике" (слева, весь первый экран занимает реклама) и в Neeva

Сам поиск позволяет настраивать выдачу, отмечая в качестве приоритетных те сайты, которым пользователь больше доверяет. Подключив к сервису аккаунты Google, Slack, Office 365, Dropbox и GitHub можно искать что-то в собственной переписке и облачных хранилищах. Кроме того, Neeva умеет формировать рекомендации для различных товаров, анализируя отзывы сразу на нескольких сайтах.

Блокировка рекламных трекеров браузерным расширением Neeva

При этом сервис планирует не только сам зарабатывать на подписчиках, но и делиться выручкой с партнерами, поставляющими качественный контент. Им достанется 20% в случае, если их посты будут показываться в результатах поиска. Разработчики также ищут способ наладить подписку на авторские информационные рассылки прямо из выдачи.