Шумиха, сложившаяся вокруг беспилотного транспорта несколько лет назад, заставила многие компании поверить, что уже в 2021 году "умные" машины, способные ездить без участия человека, станут повсеместным явлением на дорогах.
Прогноз не сбылся: проекты робомобилей, которые на волне ажиотажа привлекли десятки миллиардов долларов инвестиций, в реальности оказались более дорогостоящими, а технологии — не такими совершенными, чем считалось. Помимо слишком оптимистичных сроков, внедрение "машин будущего" оказалось сопряжено с ДТП и смертями, судебными тяжбами и ограничениями регулирующих органов.
Сейчас отрасль переживает встряску, а крупные игроки пересматривают свои оценки и настраиваются на долгие годы работы, пишет The New York Times.
Фактически из игры уже вышли Uber и Lyft — два гиганта индустрии пассажирских перевозок. Lyft сдалась в апреле, объявив о продаже своего подразделения по разработке самоуправляемых автомобилей Level 5 компании Woven Planet Holdings — "дочке" Toyota. Сумма сделки составила $550 миллионов.
В Lyft признавали, что Level 5 тратит слишком много. Избавление от этого актива, по расчетам компании, позволит сэкономить около $100 миллионов и наконец выйти в прибыль (прошлый год Lyft закончила с чистым убытком в $1,8 миллиарда).
В декабре 2020-го аналогичным образом поступила Uber, продав сформированный в 2015 году отдел Advanced Technologies Group (ATG) конкурирующему стартапу — Aurora Innovation. ATG оценили в $4 миллиарда, тогда как еще в апреле 2019-го подразделение Uber стоило в два раза дороже — $7,25 миллиарда.
Возможно, отмечает NYT, Uber пострадала от турбулентности рынка машин-беспилотников больше остальных. Именно с участием ее автономного джипа Volvo произошла авария в 2018 году, когда в результате столкновения погиб пешеход. После громкого инцидента Uber уволила несколько сотен сотрудников и закрыла пилотный проект в Аризоне.
Кроме того, совершенная Uber в 2016 году сделка по покупке разработчика "умных" грузовиков Otto за $680 миллионов обернулась крупным иском со стороны Google. Оказалось, что основатель приобретенного Uber стартапа Энтони Левандовски, бывший сотрудник Google, перед уходом из компании скачал на свой ноутбук тысячи конфиденциальных файлов о технологиях автономного вождения. В результате Uber пришлось уволить своего главного инженера, а спор с Google урегулировать во внесудебном порядке.
Помимо Lyft и Uber, за последний год еще три стартапа в области беспилотного транспорта отошли к компаниям, располагающим гораздо большими бюджетами, пишет NYT. Теперь в гонке за рынок осталось всего несколько игроков с мировым именем и обширными финансовыми ресурсами — это в первую очередь Waymo (холдинг Alphabet), Tesla и автоконцерны, такие как General Motors и Toyota.
Но даже им, согласно прогнозу аналитиков Pitchbook, придется дополнительно потратить от 6 до 10 миллиардов долларов, прежде чем роботизированные машины станут обычным явлением. "Этот переход займет 30 лет, а возможно, и больше", — ожидает Крис Урмсон — глава компании Aurora, купившей подразделение Uber.
При этом технологии автономного вождения далеки от совершенства. В 2015 году глава Tesla Илон Маск заявлял, что до появления полнофункциональных самоуправляемых автомобилей осталось всего два года. Однако пять лет спустя его компания может предложить только простую систему помощи водителю для автономной езды по городским улицам.
Кроме того, электрокары Tesla несколько раз становились причиной аварий со смертельным исходом. Всякий раз представители компании возлагали вину на человеческий фактор — руки водителей не находились на руле во время движения, как того требует функция автопилота.
Получше дела обстоят у Waymo, входящей в холдинг Alphabet (ему также принадлежит Google). В феврале компания запустила в Сан-Франциско сервис роботакси, который работает без присмотра водителя-инженера. Правда, пока им могут воспользоваться только сами сотрудники Waymo. Услуга автономных поездок на минивэнах Chrysler Pacifica также работает в пригородах Финикса (штат Аризона).
Впервые Waymo перевезла пассажира в машине-беспилотнике по дороге общего пользования более пяти лет назад. Компания улучшает технологию, но процесс идет очень медленно. Для этого приходится учитывать массу факторов, в том числе реагировать на внештатные ситуации, которые создают другие участники движения. "Вы должны очистить каждый слой, прежде чем сможете увидеть следующий", — рассказал NYT инженер-программист Waymo Натаниэл Фэрфилд, который работает над проектом с 2009 года.