Мессенджер Signal затроллил Facebook, а Uber заказал Arrival электротакси

Позиционирующий себя как максимально защищенный коммуникационный сервис мессенджер Signal попытался оригинальным способом прорекламироваться в Facebook (запрещена в РФ) и Instagram (запрещена в РФ). А созданный бывшим топ-менеджером Yota Денисом Свердловым стартап Arrival договорился о разработке электротакси для Uber.

Наглядная демонстрация того, как работает таргетированная реклама и какого рода данные о пользователях есть в распоряжении социальных сетей: мессенджер Signal, который как раз позиционируется как наиболее приватный и защищенный сервис, попробовал купить рекламу в Instagram (запрещена в РФ) и Facebook (запрещена в РФ). При этом текст объявлений был составлен почти исключительно из параметров, по которым и настраивается такая персонализированная реклама.

То есть в конечном итоге каждый пользователь получил бы строго индивидуальное послание, собранное из элементов собственного профиля. А для удобства слова, которые взяты из базы данных Facebook, дополнительно выделены цветом. Это информация, которая доступна рекламодателям как раз для настройки персонализированной рекламы.

Получились, например, такие сообщения: "Вы видите эту рекламу, потому что вы учитель. Но куда важнее, что вы Лев по гороскопу (и одиноки). Эта реклама основана на вашей геопозиции и знает, что вы сейчас в Москве". Или "вы поддерживаете скетч-комиков, и эта реклама считает, что вы любите выступать, переодеваясь из мужчины в женщину". Или "вы видите эту рекламу, потому что вы дипломированный бухгалтер и состоите в открытых отношениях. Эта реклама основана на вашей геопозиции и знает, что вы сейчас в южной части Атланты"; "вы любите натуральные средства для ухода за кожей и поддерживаете певицу Карди Би с самого начала ее карьеры".

Эти примеры выложены в собственном блоге мессенджера Signal. Facebook и принадлежащий ему Instagram отказались публиковать такую рекламу. Что в Signal — а создал мессенджер Мокси Марлинспайк, легендарная личность в области криптографии — вероятно, только поприветствовали. Потому что внимание к этой теме они привлекли и денег не потратили – проект небогатый и живет на пожертвования.

Ну и стоит заметить, что момент для такой провокации выбран очень удачно – Apple как раз начала активно ограничивать возможность сторонним компаниям собирать данные о поведении владельцев iPhone. И Facebook теперь рассылает своим пользователям сообщения с просьбой пойти в настройки телефона и разрешить следить за ними и дальше.

***

Новости электротранспорта: компания Arrival, основанная Денисом Свердловым (некогда топ-менеджером Yota), объявила о партнерстве с Uber и пообещала уже через два года выпустить легковое электротакси. Автомобиль должен стать "доступным" (насколько могут быть доступными сегодня электромобили) и подходящим для нужд пассажиров и профессиональных таксистов. К созданию дизайна привлекут водителей Uber.

Облик машины должен быть готов к концу года, а производство намечено на вторую половину 2023-го года. Причем производство массовое: к 2025-му Uber обещал перейти на электромобили в Лондоне, к 2030-му – в США и Европе.

А для Arrival это очередной масштабный контракт. Базовое ноу-хау стартапа — это модульная платформа для коммерческого электротранспорта (автобусов, грузовиков) и идея собирать машины не на одном большом заводе, а на микрофабриках поближе к заказчику.

Первый крупный клиент – логистическая компания UPS, которая заказала 10.000 таких вэнов. А теперь Arrival займется и легковыми машинами. Строго говоря, она уже делает электро-мустанги, но это фактически штучное производство очень дорогих автомобилей. Контракт же с Uber обещает массовый и вроде как доступный электрокар.