"Яндекс" рассекретил цифры продаж колонок с "Алисой"

"Яндекс" впервые опубликовал результаты продаж "умных" колонок с голосовым ассистентом "Алиса". Тут интересно, что опубликованные цифры почти на 100% совпадают с прогнозом тех, кто разбирается в этом рынке. И они же обещают, что в каждом доме такая колонка будет уже через пару лет.

"Умных" колонок с голосовым ассистентом, "Алисой" от "Яндекса", продано более миллиона штук. А если точнее – миллион триста тысяч. Поисковик впервые раскрыл официальные цифры, и это само по себе интересно.

Большая часть продаж пришлась на собственные колонки – "Яндекс.Станцию" (ту самую, что представили 3 года назад) и на более дешевую версию – "Станцию.Мини". Две эти колонки принесли "Яндексу" только за прошлый год около 4 миллиардов рублей.

Что позволяет "Яндексу" утверждать: это теперь тренд. В подтверждение приводят декабрьскую статистику аналитиков из GfK, которые утверждают, что треть от вообще всех проданных колонок были с поддержкой голосового ассистента.

Доля "Яндекса" на рынке именно умных спикеров, по данным GfK, более 90%. Аналогичные цифры приводит компания Just AI – она давно занимается разговорным искусственным интеллектом на российском рынке и регулярно анализирует его. По оценкам Just AI, на "Яндекс" тут приходится 85%. Еще около 10% – на "Марусю" от Mail.ru. Ну и оставшееся за "Сбером", МТС и иностранными игроками.

Кирилл Петров, Управляющий директор Just AI: "Никто из игроков сейчас не продает свое устройство дешевле себестоимости, но и никто не зарабатывает какой-то заметной маржи. То есть у нас нет такой ситуации пока, хотя она может быть, что компании, как в Китае, дотируют продажи".

Тут важно сказать, что еще год с лишним назад Just AI предсказывала – на 21-й и 22-й годы придется стремительный рост популярности "умных" колонок. А ее прогнозы оказались удивительно точными. Например, сегодняшние официальные цифры совпали с предсказаниями практически один в один. В этом году Just AI полагает, что до конца декабря будет продано чуть ли не вдвое больше устройств, чем за все время до этого – почти 2,5 миллиона.

Кирилл Петров, Управляющий директор Just AI: "Если смотреть по аналогии с миром, в ближайшие 5-6 лет будет продано 60-70 млн устройств. И это означает, что в каждой практически семье будет 1, 2 или 3 устройства. И это некая потенциальная возможность быть ближе к клиентам, доносить услуги, обслуживать, это реклама или что-то еще, но в целом это рынок, за который борются не чтобы зарабатывать на нем сейчас. Все самое интересное начинается, когда начинается конкуренция между устройствами, каждая компания планирует что-то новое. Они запускают бизнес-версии этих колонок, в некоторых отелях стоят эти устройства. Например, от "Яндекса", и, думаю, "Сбер" не будет отставать. Интрига – будет ли бороться за этот рынок МТС".

С МТС тут тонкость в том, что это чуть ли не единственный мобильный оператор в мире, который взялся за создание своей "умной" колонки. Проект делали с нуля, разработка заняла больше двух лет – в итоге появилась "умная" колонка и приложение с голосовым помощником «Марвин». Но массовые продажи так и не запустили. Да и сам продукт пока уступает аналогам, функций у колонки очень мало. И в Just AI новых игроков на этом рынке не ждут, говорят, слишком уж дорого и долго создавать своего ассистента, тем более сейчас, когда уже есть сильные конкуренты.

Ну и еще один момент. Аналитики уверяют, что россияне стали не просто активнее пользоваться голосовыми ассистентами (в первую очередь, в машине), но поменяли сценарии общения с роботом. Если раньше чаще всего это были какие-то сервисные моменты, вроде «поставь таймер» или «проложи маршрут», то теперь охотнее включают музыку или даже просто разговаривают с "искусственным интеллектом".