Третье поколение алгоритма обработки естественного языка от американской компании OpenAI — GPT-3 — считается самой крупной и продвинутой языковой моделью в мире. Он, например, позволяет создавать связные тексты, порой пугающе похожие на человеческие. Сбер решил адаптировать его для создания русскоязычных текстов.
Давид Рафаловский, исполнительный вице-президент "Сбербанка", руководитель блока "Технологии": "Мы обучили на русском языке гигантскую трансформенную модель GPT-3. Она соделжала 760 миллионов параметров. Представьте: Сбер первым в мире создал ее версию не для английского языка. Модель RU-GPT-3 была обучена на терабайтах текстовых данных, а в обучающую выборку вошло более 400 000 книг, свыше 7 миллионов научных статей и вся "Википедия" на русском языке. А также свыше 35 000 проектов с GitHub. Поэтому наша модель может генерировать осмысленные предложения и программный код. И с помощью этой модели вы тоже можете создавать действительно прорывные продукты".
Создатель этого инструмента — компания OpenAI, которая принадлежит Илону Маску и Сэму Альтману, бывшему гендиректору самого известного в мире стартап-инкубатора Y-Combinator. Они собрали лучших специалистов в области нейросетей: в состав соучредителей OpenAI вошел, например, Илья Суцкевер — один из тех, кто стоял у истоков последней революции в разработке искусственного интеллекта. Вместе с другим студентом, Алексом Крыжевским, Суцкевер некогда создал первую нейросеть на мощных графических картах.
Изначально OpenAI имело своей задачей не дать Google стать монополистом в сфере AI и создать искусственный интеллект общего назначения — то есть, думающий как человек, в противоположность нынешним приложениям, решающим узкие задачи. Впрочем, русскоязычная версия GPT-3 пока не идеальна. Например, из исходной фразы про Вести.net как лучшую программу о технологиях нейросеть выдала малосвязный текст про российских хакеров и НАТО.
***
Ну и пара новостей из области транспорта будущего. В Китае впервые разрешили беспилотным автомобилям передвигаться по дорогам общего пользования без контроля со стороны людей. Произошло это в Шэньчжэне, технологическом центре страны. Первая партия — это 25 беспилотников AutoX. Вызвать такое такси простому смертному пока нельзя, правда. Зато эксперимент, говорят, скоро должен быть расширен еще на три города, включая Пекин. Ибо конкуренция: в Китае по меньшей мере шесть компаний уже тестируют свои робомобили.
А вот глобальный такси-агрегатор Uber, который недавно продал свои разработки колесных беспилотников, теперь продает и проект летающего такси Uber Elevate. Идея была в том, чтобы заказывать полеты было так же просто, как и такси. И, например, добираться из Сан-Хосе в Сан-Франциско не два часа, а пятнадцать минут. Или чтобы не стоять в пробках по дороге в аэропорт.
В прошлом году Uber запустил первый такой маршрут — с Манхэттена в аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке. Но там летает вертолет, а концепция предполагала автоматизированный транспорт на электрической тяге. И вот создателю такого аппарата, полусекретному стартапу Joby Aviation, Uber и отдаст весь проект — ибо сам агрегатор занят оптимизацией расходов и избавляется от затратных прожектов.