"Мегафон" собирается раздавать интернет из космоса, то есть создать группировку низкоорбитальных спутников, которые смогли бы обеспечить покрытие всего земного шара. На проект сотовый оператор готов выделить 6 млрд рублей. Речь, правда, пока не о самих запусках, а об исследовании возможностей и целесообразности. Займется этим дочка холдинга "Мегафон 1440". Именно эта структура должна к 2022 году построить экономическую модель, привлечь инвесторов и разработать технологическую базу всего проекта.
В первую очередь, как было заявлено, компания должна найти способ снизить стоимость и самих спутников, и наземной инфраструктуры. Если все пойдет по плану, то к 2025 году компания начнет тестировать разработанные прототипы в космосе. Надо заметить, что доставка интернета в труднодоступные регионы — один из пунктов нацпроекта "Цифровая экономика". Сейчас наземной связью обеспечены лишь 35% территории страны. Во многие регионы тянуть оптоволокно тоже малореально, и спутники — едва ли не единственный возможный вариант.
Но довольно затратный. Например, проект Starlink Илона Маска оценивается минимум в 10 млрд долларов и предполагает вывод на три разных орбиты 12 тысяч спутников. Без малого 900 из них уже запущены, и это позволяет говорить о возможности начала ограниченного тестирования спутниковой связи. Или, например, проект "Сфера" от Роскосмоса — почти 150 запусков ракет-носителей для вывода 600 спутников. Для сравнения, в этом году всех запусков в России было меньше 30. С другой стороны, потребность в высокоскоростном, недорогом и при этом повсеместном интернете очевидно есть, и конкуренция на этом еще не появившемся рынке тоже оформилась. Помимо упомянутых 74 спутника уже есть на орбите у британской OneWeb. В проекте через свою дочку участвует Роскосмос.
О создании своей орбитальной группировки говорит Facebook (запрещена в РФ) – это проект Athena. Ранее соцсеть собиралась раздавать интернет с беспилотных электролетов, но этот проект в итоге закрыт. Ну и самый оригинальный, зато уже работающий вариант – это созданная внутри Google концепция ретрансляторов на воздушных шарах, барражирующих в стратосфере. Называется все это Loon и, пусть в тестовом режиме и на отдельных территориях, но эксплуатируются уже несколько лет. Ну и мало кто вспомнит, но одним из первых про доступный интернет из космоса заговорили как раз в России, еще семь лет назад.
Первый летающий автомобиль сертифицирован в Европе. Правда, с некоторыми ограничениями. Машина Liberty, над которой голландская компания Pal-V работает уже 13 лет – это два двигателя, один из которых используется на земле, второй — для полетов, меньше 700 кг массы и способность на одной заправке преодолеть 1300 км по асфальту или 500 км по воздуху. По данным разработчика, процесс подготовки автомобиля к полету занимает 5-10 минут, а для взлета необходима площадка длинной не менее 180 метров. Как в воздухе, так и на дороге максимальная скорость Liberty – 180 км в час.
Так вот, полученное разрешение на движение по дорогам общего пользования касается только одного автомобиля Liberty. Транспортное управление Нидерландов хочет удостовериться в том, что Pal-V способна гарантированно производить автомобили, соответствующие единому стандарту качества. После этого компания сможет запустить серийное производство и первые экземпляры Liberty отправятся к покупателю. Второй момент – это разрешение не позволяет взлетать с проезжей части, оно лишь дает возможность водителям гибридов возможность доехать до аэропорта, а затем взлететь в небо. Впрочем, с этим тоже непросто, Европейское агентство по авиационной безопасности все еще рассматривает вопрос голландской компании на получение соответствующих сертификатов. Pal-V рассчитывают все уладить к 2022 году. А еще Liberty стоит полмиллиона евро, и несмотря на все это разработчик уже получил 30 заказов.